25 ноября, понедельник
-4°$ 102,58
Прочтений: 7028

Маршруты по горизонтали и вертикали

К чему приведет наведенный мэрией Томска порядок на рынке пассажироперевозок

Мэрия Томска потратила два года, чтобы навести порядок на рынке пассажирских автоперевозок. Но удовольствие от хорошо сделанной работы испортили некоторые пассажиры и коллеги из областной администрации.

С 1 января в Томске поехали по-новому частные маршрутные автобусы. Ну как по-новому. Маршрутная схема изменилась мало, а вот условия работы перевозчиков — кардинально.

Вот история вопроса. 29 внутригородских маршрутов были проданы на прошлогодних аукционах за беспрецедентную сумму в 100 миллионов рублей. Самый дешевый маршрут перевозчики оценили в 900 тысяч рублей. Самые дорогие, вроде 19-го или метко прозванного народом «экскурсионным» 26-го, ушли за 15 миллионов рублей.

300 частных больших и малых томских перевозчиков в соответствии с федеральным законом и установкой мэрии «один маршрут — один перевозчик» превратились в 15 крупных. Это позволило наладить практически централизованную реальную систему дорейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Говорят, некоторые водители из небольших фирм, что стали работать по новому, признавались: годами не проходили никаких осмотров — им просто привозили к рейсу уже проштампованные врачом путевые листы. «Самые умные» из перевозчиков-претендентов, например, когда их просили предоставить в мэрию расчеты затрат на новый тариф, привозили фиктивные договоры о поставках ГСМ для своих автобусов. И ничего не могли ответить на вопрос о реальных источниках горючего, когда их выводили на чистую воду. Собственно, черный рынок горючки в Томске ни для кого не секрет. Весь вопрос в том, почему до сих пор не перекрыты краники к нему, которые текут из муниципальных и областных предприятий. С трудом верится, что кто-то ворует в серьезных объемах у частников. Но я отвлекся.

Чтобы победить на аукционе, мало было предложить лучшую цену. Надо было обновить парк автобусов (чтобы не старше 12, а скоро и 10 лет), установить в автобусах системы навигации, видеонаблюдения. Хотя бы один из 20 автобусов маршрута должен быть снабжен подъемными механизмами для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пить, курить и говорить по мобильному без системы «хэндс фри» на рабочем месте водителю запрещено. Более того, договоры даже регламентируют форму одежды водителя: футболки с коротким рукавом, например, можно, а майки под запретом. Запрещено транслировать в салон музыку, отсчитывать сдачу (в случае отсутствия кондуктора) во время движения. Регламентируется даже температура в салоне для пассажиров и водителя. Зимой в салоне на уровне ног пассажиров не ниже 0, у водителя — не меньше 10 градусов тепла.

Требования к перевозчикам жесткие, но они согласились на них, потому что кусок пирога, за который они боролись, эксперты из мэрии Томска оценивают в 500 миллионов рублей. То есть каждый будний день томичи достают из своих карманов примерно полтора миллиона рублей (желательно мелочью) и отдают их автотранспортникам. «Это же Клондайк, Эльдорадо!», — говаривал незабвенный Глеб Жеглов. Неизменнее транспортных расходов в бюджете любого гражданина только продукты и похоронные принадлежности. Но я не об этом.

Аукционы по продаже маршрутов были подготовлены и проведены мэрией на таком уровне, что их итоги оставшиеся не у дел перевозчики до сих пор оспаривают, но не могут оспорить в судах. Начальник управления муниципального заказа и тарифной политики администрации Томска Андрей Комогорцев прогнозирует завершение бесплодных судебных исков к мэрии, включая апелляционный этап, к лету 2017 года. Ему, как бывшему прокурору, можно верить. Комогорцева, как и председателя комитета по транспорту и организации дорожного движения мэрии Ольгу Свахину даже недавно пригласили в Совет муниципальных образований Томской области, чтобы они поделились опытом с сельскими районами: как провести аукционы без сучка и задоринки. Проблема в том, что Томск — единственное муниципальное образование в Томской области, где внутримуниципальные пассажирские автоперевозки приносят ощутимую прибыль. В остальных власть даже готова доплачивать сама, чтобы хоть кто-то перевозил жителей с одного края райцентра до другого. Но я снова отвлекся.

Полмиллиарда денег, что крутятся на рынке автомобильных пассажироперевозок и сыграли с Томском злую шутку. Пока специалисты мэрии считали километраж маршрутов, отмеряли интервалы в расписании автобусов, стыковали разные маршруты на остановках так, чтобы одновременно к коротким остановочным карманам подходило не более двух маршруток, беда пришла из «белого» дома, а в него — из соседнего Северска. Дело в том, что некоторые маршруты проходят не по одному муниципальному образованию, а по двум, реже трем. Такие маршруты называют межмуниципальными. Ездить по ним и или не ездить решают в областном транспортном департаменте, что под крылом замгубернатора Игоря Шатурного. 36-й (городской маршрут) например выходит из Тимирязево (Кировский район), проезжает по Томскому району и лишь затем въезжает в Томск. Но договориться с Томским районом об интервалах и маршрутах — как дать сдачу с 20 рублей.

Гораздо сложнее с Северском, который ежедневно отправляет в областной центр до 120 рейсов. Они идут по самым лакомым пассажиропотокам в самые лютые часы пик. Они собирают томские деньги и увозят к себе в закрытый город. Договориться с Северском нет возможности, поскольку в закрытом городе нет работы, учебы, нормальной торговли и развлечений. Северчане ездили и будут ездить за этим в Томск. Ограничить северчан тоже нельзя: у них серьезное лобби в «белом» доме. Тут же следуют депутатские обращения и прочие напасти: 400-м автобусам, например, позарез надо доставить в утренний час пик студентов в ТГАСУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГУ, ТПУ далее везде, собирая попутно томских пассажиров с красной линии. Глядя, как от них «уезжают» деньги, стали серьезно возмущаться томские перевозчики. При заключении договоров им обещали одни условия, а тут, пожалуйста, совсем другие и хуже. Если это возмущение дойдет до суда — судебные перспективы мэрии будут не такими радужными, как их прогнозирует сегодня Комогорцев.

Пока мэрию спасает то обстоятельство, что авансовые платежи перевозчиков на три года вперед, в случае одностороннего расторжения договора, перевозчики себе не вернут. Таковы жесткие условия договора, в которых и суровые штрафы и пени, и даже расторжение без возврата платежа за систематическое неисполнение договора. Заплатил 15 миллионов за маршрут — и работай себе. Как мэрия протащила такие кабальные условия — одному богу известно, но насильно никого на маршруты не тянула, точно. Так что перевозчики будут терпеть эти три года, даже заливая неполный бак в свои «лэндкрузеры» (сами-то владельцы маршрутов не на автобусах же ездят). Но что будет дальше, если прибыльность бизнеса на пассажирах будет падать, а контроль все возрастать, предсказать сложно. Народное возмущение, пусть даже подогретое оставшимися без работы маршрутниками, уже имеет место быть. И сбои в новой маршрутной схеме случаются, что доказывает история с возвращением на карту 27-го маршрута.

Ясны две вещи. Мэрия Томска вывела маршрутный бизнес по горизонтали из тени и стала диктовать свои условия на рынке. Дикий рынок и дикие прибыли закончились. Чего все, собственно, и хотели. Но властная вертикаль, возможно, сам того не ведая, сыграла в этой истории не лучшую роль. Так что годика через три желающих работать на рынке автоперевозок будет уже не так много и они будут не такими платежеспособными.

Но мы-то с вами все равно будем каждое утро искать, кому отдать полтора миллиона рублей мелочью. Я об этом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора