23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 9520

От хорьков до тараканов

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Кого вы представляете, когда слышите о домашних животных? Большинство, наверное, вспоминают своих любимых кошек, собак, хомячков или черепашек. Но есть люди, которые выбирают питомцев поэкзотичнее — хорьков, лис, змей, ящериц и даже тараканов! Мы решили познакомиться с редкой живностью томичей и узнать, насколько тяжело содержать дома подобных животных.

В гости к хорькам

Мы уже писали о прогулке с хорьками в Буфф-саду — на сей раз известную в Томске заводчицу этих маленьких хищников Наталью Борзунову мы навестили у нее дома. Частное жилье почти в центре города — отличное решение для «хоревода» (так называют заводчиков хорьков), у которого живет целое семейство.

— Первый хорек у меня «случился» в 2008 году, я же стала первым их заводчиком в Томске, — рассказывает Наталья, демонстрируя нам своих пушистых питомцев. — В моем доме это животное появилось спонтанно. Как-то раз меня попросили привезти хорька для члена клуба декоративных животных. Когда он приехал из Тюмени, и я открыла перевозку, то сразу поняла, что это — мое животное! В итоге оставила его у себя, а для нашего клиента привезла другого. Своего первого хорька я назвала Вильгельм Добрый, хотя добротой он не отличался. Имя выбирается на соответствующую литеру и важно, чтобы оно не повторялось в одном роду. Вильгельм стал родоначальником нашей пастелевой группы.

Наталья Борзунова по образованию ветеринар-зоотехник, до хорьков она занималась собаками. Сегодня у Натальи живут четверо хорьков: два самца — Миша и Костик и две самочки — Лотта и Минни. Они комфортно разместились в самодельных клетках: кто-то спит в гамачке, кто-то играет. Ведут они себя совершенно свободно и очень напоминают наших котеек: прыгают за веревочкой, ластятся и такие же мягкие на ощупь.

— Хорек — это нечто среднее между кошкой и собакой, — говорит Наталья, — его либо любишь, либо нет. Но редко у хоревода бывает один хорек. Дома зверьки могут жить без клетки — как вечные дети, они будут скакать, играть до самого преклонного возраста — а живут хорьки лет 10-12. Им непременно нужны гамачок, игрушки, которые нужно постоянно обновлять. При этом им нельзя давать резиновые изделия. Хорьки обожают делать «тайники»: если у вас есть привычка разбрасывать носки, будьте готовы к тому, что хорек их припрячет. У хорька, как я шучу, нет хозяина — есть обслуживающий персонал: в этом смысле он как кошка, которая гуляет сама по себе. Кстати, своих питомцев я регулярно выгуливаю — на поводках, чтобы не убежали. А вот Миша у меня настолько приручен, что может гулять и без поводка. Но при этом незнакомых людей может укусить, если будут донимать.

Молодого хорька в Томске редко можно взять «в племя» — обычно их продают кастрированными и со всем набором прививок. Питомцы Натальи — сплошь чемпионы: вся комната, где они обитают, уставлена их наградами с выставок в Москве, Екатеринбурге, Питере, Новосибирске и Омске.

— У хорька, как и у всех животных, есть стандарт, и эксперты выбирают то животное, которое находится в наиболее выигрышной форме, — рассказывает Наталья. — Мы участвуем во всех выставках, в которых нам интересны эксперты и есть конкуренция. В этом году мы ездили на выставки в Москву и Питер, из Томска мы возили мы трех животных нашего разведения, и все они победили в своих группах.

Кормить хорьков — удовольствие не самое бюджетное: они питаются натуральным кормом, либо кормами для кошек супер-премиум класса. Но оно того стоит: мохнатое чудо подарит вам не меньше радости и тепла, чем любое другое неэкзотичное животное.

Кажется, страсть к необычным животным передалась и сыну Натальи Андрею. У него свой питомец — паук-птицеед, большой и с мохнатыми лапами. Его мы гладить, конечно, не стали, но не восхититься им не смогли.

В гостях у лис

Следующим нашим пунктом назначения стал дом Веры Дудиной в одном из поселков под Томском: именно там она живет и успешно разводит своих пушистых питомцев — черно-серебристых лис.

— Заняться лисами я хотела очень давно, — рассказывает Вера. — Сначала хотела взять лису в Новосибирске, но узнала цены и поняла: кто-то на продаже пушистых красавцев прилично зарабатывает. Уже позже я вышла на ФГУП «Русский соболь», ранее племзавод «Пушкинский», что находится в Подмосковье. О приезде и покупке питомцев мы договаривались за два месяца, чтобы нам заранее подготовили наиболее ласковых и лояльных к человеку животных, поставили им прививки — без прививок вывоз невозможен. Спустя время мы поехали в Москву на выставку, а потом заехали за лисами. Везли их с приключениями: несколько дней не могли получить разрешение, потом нас задержали в аэропорту. Но питомцев я-таки довезла.

Сегодня у Веры уже четверо лисиц: Пушок, Лизка и их дети Альфа и Амик. У Амика, правда, природные инстинкты взяли вверх, и он живет отдельно от остальных — уж больно дикий. Остальные обитают в вольерах.

— Против генетики не пойдешь, — говорит Вера, — у некоторых лис идет так называемое «расщепление», но это опытным заводчикам видно сразу. Таких питомцев мы не продаем. Вообще, лис люди покупают в квартиры — они живут у них, как собаки, приучаются к горшку, но их обязательно нужно дрессировать, поэтому я не рекомендую брать лис тем, кто не имел опыта общения с собаками. Дрессировать в школах их не получится, поэтому собственный опыт обязателен. Но, несмотря на это, по своему характеру и поведению лиса — это очень вредная кошка.

Берут лису домой после полутора месяцев — именно в этом возрасте становится видно, получится ее «одомашнить» или она будет дикой. Питаются лисы в основном кошачьим кормом высокого класса. По словам Веры, брать лис нужно только у опытных заводчиков, потому что сегодня на их продаже многие просто зарабатывают деньги.

— Думаю, все видели в Интернете движение «Сохранение шкуры», когда людям предлагают купить лису со зверофермы, чтобы ее не отдали на пушнину, — говорит Вера. — С каждого проданного животного такие коммерсанты получаются не менее шести тысяч рублей, работают только по предоплате плюс платная доставка. И при этом покупатели реально ведутся и часто получают диких животных, приручить которых просто невозможно. Люди, будьте внимательнее! На вас просто делают деньги и продают вам кота в мешке.

Вообще же, в «зверином» хозяйстве у Веры — семеро по лавкам, как говорится. Помимо лис, она занимается разведением хорьков, берет на передержку собак, дома у нее живет кот и ризеншнауцер — между прочим, призер России.

Даешь рептилий!

Ольга Тей — обычный юрист. Дома у нее живут два кота, пушистый и не очень, и совершенно непушистые удав и бородатая агама. Несмотря на серьезные различия, вся живность сосуществует в одной квартире весьма неплохо.

— Дело было в 2013 году, — рассказывает Ольга. — Мы пошли на выставку экзотических животных «Тропики», и там я влюбилась в бородатых агам. И захотела завести себе такое чудо — кстати, назвали мы нашу ящерку именно Чудище. Потому что чудо! Его можно посадить на плечо, он будет смотреть с тобой кино, а иногда даже заснет на тебе — это очень мило! Да и вообще Чудище — обаяха и милашка!

О змее Ольга тогда не думала, но, когда основатель выставки Андрей Кустов создал клуб любителей экзотических животных и Оля познакомилась там со змеями, она поняла, что хочет себе еще одного питомца. Сначала взяла полоза — но прикипеть душой к нему не смогла, поэтому нашла для него другую хозяйку. А уже после появилась Кассиопея — ее нынешний питомец-удав.

— Моя поездка за ним была непростой, — рассказывает Ольга. — Я нашла его в Питере, откуда их доставляют через проводников. А поезда прямого до Томска нет, поэтому я поехала за ним на автобусе в Новосибирск. Поезд прибывал в три утра, я дремала на вокзале, а потом нашла попутчика и добралась до Томска.

Домашний удав может вырасти до трех метров в длину и толщиной с руку. Тогда ему пригодится террариум побольше. А пока он уютно устраивается в маленьком, с удовольствием сидит у Ольги на руках, добродушно обвивает ее шею и кладет голову ей на плечо. Идиллия, да и только! Любовь Оли к своим питомцам домашние поддерживают умеренно — кормят, когда она уезжает и изредка берут на руки. Кстати, агама питается живыми тараканами, любимое лакомство у нее — саранча, а удав лакомится мышами. Живыми, конечно, лучше всего, но он любезно соглашается есть и замороженных.

— Кошки на Чудище и Кассиопею реагируют забавно, — говорит Ольга. — Сначала не обращали внимания вообще, а, когда ящерица подросла, и я стала отпускать ее побегать, заинтересовались и стали присматриваться. Иногда могут хлопнуть по хвосту, иногда, когда Чудище пугается, и у нее темнеет зоб, кошки предпочитают ретироваться. К удаву же котофеев стараемся не подпускать.

Ночной житель

У томича Арсения Ескевича дома живет кот, морская свинка Скинни и сахарные поссумы — сумчатые белки-летяги.

— На наших пушистых девчонок мы наткнулись с супругой после свадьбы, года четыре назад, — говорит Арсений. — Ну и как-то сразу влюбились в эти выпученные глазки. Решили взять. И уже потом у нас появился кот. А буквально несколько дней назад взяли свинку.

Поссумы ведут исключительно ночной образ жизни. Самцы приручаются легко, а вот с девочками дело обстоит посложнее. И те, и другие — редкие сластены: кушают йогурт, мед (за него, говорит хозяин, готовы душу продать).

— Вообще, они общительные, но на руках находиться не очень любят, — говорит Арсений, — чужих людей боятся, прячутся в домике и редко показывают нос в присутствии посторонних.

Тараканьи бега с доставкой на дом!

А чуть позже нам написала еще одна девушка — Наташа Ведерникова и сообщила, что у нее дома обитают тараканы. И не какие-то рыжие прусаки, а заморские усачи — тараканы мадагаскарские и аргентинские.

— Тараканы появились у меня дома лет семь назад, — говорит Наташа, — а до этого был только кот. Как-то раз я захотела купить сухопутную улитку — это те, которые вырастают до очень внушительных размеров. Попросила у мамы денег, пришла в зоомагазин — и увидела тараканов. Это была любовь с первого взгляда! Когда принесла их домой, мама была в шоке. Потом купила самца, и со временем моих питомцев стало больше. А спустя несколько лет я узнала о других видах тараканов, и у меня появились аргентинские. Многие удивляются моим предпочтениям, но у меня всегда был интерес к необычному во всех сферах жизни.

Сейчас у Наташи дома живут два кота, тараканы, а у брата появился хомяк. В отличие от мохнатых питомцев, тараканы весьма неприхотливы. Кормить их можно раза два-три в неделю. Менять субстрат и вовсе раза три-четыре в год.

— Я беру их на руки, глажу, — говорит Наташа. — Мадагаскарские, конечно, шипят, поначалу меня это пугало, но потом привыкла. А аргентинские шустрые. Сейчас они привыкли к дневному свету, но вообще это ночные насекомые. Питаются они капустой, овощами и фруктами. Кошки к ним очень тянутся: приходят, садятся у террариумов, младший так вообще охотник по натуре, может скинуть крышку террариума, поэтому мы кладем сверху что-то тяжелое. Был период, когда в одном террариуме у меня жило 130 тараканов! Сейчас стало меньше.

На этом любовь к необычным питомцам у Наташи не заканчивается: была б ее воля, она завела бы себе змею, но пока не удается уговорить родителей. Однако она не унывает: говорит, как только, так сразу!