22 ноября, пятница
-13°$ 100,68
Прочтений: 8175

Вдоль по Советской

Ждет ли томские трамваи такое же чудо, как в Твери

Вот уже почти два года периодически появляются новости о будущем капитальном ремонте улицы Советской. По замыслу горадминистрации его необходимо произвести, чтобы подготовиться к капитальному ремонту проспекта Ленина и предотвратить транспортный коллапс, переведя транспорт на параллельную улицу.

Автор этих строк испытывает особые чувства к данному проекту, ведь по Советской проходят три из четырех оставшихся в городе трамвайных маршрутов. И изменения, которые произойдут с улицей после капремонта, сильно повлияют на работу горячо любимого мною вида транспорта.

Правда, о деталях проекта долгое время было мало что известно. В конкурсной документации шла речь о совмещенном движении. Группа «сектантов»-любителей трамваев даже собирала подписи против этого. Из администрации пришел ответ, что никакого совмещенного движения не планируется — мол, зря панику разводите.

Спасибо Евгению Денисову, начальнику департамента капстроительства, который, пойдя нам навстречу, показал основные параметры наиболее актуальной редакции проекта. Она действительно не предполагает совмещенного автомобильно-трамвайного движения. Запустить сквозное движение автомобилей планируется сбоку от трамвайных путей, выезд на которые предполагается делать только для поворота налево. Только от этого ничуть не легче.

Известно, что убивает не падение, а удар о землю. Аналогично трамвайное движение убивает не само совмещенное движение, а заторы из автомобилей, поворачивающих налево. Пример улицы Розы Люксембург показателен. Что будет с пешеходным движением, тоже легко представить. На отдельных участках ширина тротуаров будет по полтора метра с каждой стороны. Для понимания того, что из себя будет представлять Советская после такого ремонта, можно пройтись по переулку Пионерскому.

Каким бы, с моей точки зрения, непродуманным и вредным для города ни был данный проект, шансы его осуществления близки к нулю. Его общая смета почти 400 миллионов рублей. Из них только 60 % уйдут на ремонт трамвайных путей и автомобильное движение. Остальные 40 % — это ремонт изношенных коммуникаций. 400 миллионов рублей для томского бюджета сегодня — сумма заоблачная. В одиночку осилить ремонт городу не по плечу, нужна помощь области, а еще лучше Москвы.

Напрашивается вопрос: почему бы не обойтись без ремонта коммуникаций, ведь в конце концов этот проект делают для разгрузки Ленина? К сожалению, так не получится. Проект, в котором не предусмотрен ремонт коммуникаций в зоне производимых работ, просто не получит одобрение госэкспертизы.

Единственный способ начать там работы без коммуникаций — это ремонт трамвайных путей. В случае, если заказчиком выступит не департамент капстроительства, а «ТТУ», никаких формальных препятствий для начала ремонта не будет. Стоимость капитального ремонта путей на участке Советской от Кирова до Батенькова составит примерно 150 миллионов. К сожалению, даже таких денег нет.

Следует отметить, что Советская — не только транспортный коридор, но и тихая, уютная улица в самом центре города, одна из главных кандидатов для превращения в рекреационную зону. Ремонт трамвайных путей, да еще и общее благоустройство с ремонтом стоящих на улице старинных домов (в том числе памятников регионального значения) могут превратить этот участок в весьма притягательное для отдыха томичей место. Эх, мечты...

Но реальность такова: у города денег нет, а единственный возможный спонсор благоустройства больше любит набережные и подпорные стенки. Кто-то скажет: но не может же город с дефицитом бюджета под 5 % тратить столько денег на трамвайные пути! Тут на дороги не хватает, а он о каких то трамваях рассуждает!

Возможно. Только есть и другой пример. В прекрасном городе Тверь при таком же дефиците бюджета в 2015 году отремонтировали несколько километров путей на сумму около 50 миллионов рублей. В том числе провели капитальный ремонт на участке 800 метров. Было приобретено новых вагонов на 150 миллионов рублей и в этом году заложено еще 45 миллионов. На ремонт дорог там, кстати, заложено 50 миллионов.

Среди «сектантов», увлекающихся трамваями, Тверь долгое время была именем нарицательным. Десятки сходов с рельс в год, устаревший парк трамваев — казалось, вот первый кандидат на закрытие среди трамвайных систем в России. Теперь же происходящее в этом городе иначе как «тверское чудо» назвать язык не поворачивается. Подробнее о нем можно почитать тут.

Состояние трамвайного хозяйства в Томске сегодня лучше, чем было в Твери до 2015 года. К сожалению, это ненадолго — муниципальная программа развития пассажирских перевозок практически не затрагивает трамвайное движение. Нет даже планов по строительству путей в спальные районы. Странно наблюдать такое отношение к виду транспорта, который по всему миру уже полтора десятка лет переживает второе рождение. И не потому, что там больше денег или кто-то сильнее заботится об экологии. Все упирается в экономию.

Инфраструктура для трамваев и подвижной состав действительно дороже в строительстве (хотя, если включать расходы на строительство дорог и их обслуживание хотя бы частично в издержки на перевозку пассажиров в автобусах, то разница уже не такая существенная). Но эти расходы с лихвой окупятся в процессе эксплуатации.

Простой пример. В одном трамвае помещается столько же пассажиров, как в 3,5 ПАЗах, в каждом из которых должен сидеть водитель и по-хорошему — кондуктор. За год только экономия на зарплатах составит один миллион рублей. А ведь трамвай можно пустить по два вагона, сделав его эквивалентом уже семи ПАЗикам. То же самое с топливом. Трамвай расходует в два раза меньше, чем автобус для перевозки одного пассажира.

Рано или поздно придет понимание, что без выделенных полос для общественного транспорта не обойтись. И все равно нужно будет расширять дороги, ведущие в спальные районы, где для таких полос не хватит места. А это уже затраты, сопоставимые со строительством трамвайных путей. Куда логичнее выглядит строительство трамвайных путей, тем более в центре города они уже есть.

Главная проблема транспорта в Томске — не отсутствие денег (оно наоборот часто спасает от ошибок), а отсутствие понимания, куда мы хотим в итоге придти. Тратить миллионы на ремонт трамвайных путей без планов по расширению сети — это одно дело. Тратить миллионы в тот же ремонт, но в рамках последовательной городской политики — уже совсем другое. В конце концов, деньги могут рано или поздно появиться. Только как показывает пример Томска конца нулевых, к ним нужно хорошо подготовиться, чтобы потратить на действительно стратегически важные вещи.

Я по-прежнему убежден, что трамвай для Томска — единственный способ решить проблему пробок. У кого-то мнение по данному вопросу может быть другим. В стенах городской администрации, например, бытует мнение, что эту проблему можно решить, вкладывая по 300 миллионов в год в полуямочный ремонт дорог. Такой взгляд тоже имеет право на существование. В конце концов, желание наступать на грабли — это тоже мнение. Вот только по лбу получим мы все.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора