Блог: далеко ли уедем? (опрос)
На прошлой неделе в администрации Томска проходила презентация новой маршрутной сети, разработанной пермской компанией «Радар». В соответствии с договором она должна была произвести обследование пассажиропотоков и переработать маршрутную сеть в соответствии с полученными данными.
Работа велась почти год и была разделена на несколько этапов. На первом был произведен анализ существующего состояния сети и приняты пожелания и ограничения от заказчика. Кроме того, были собраны данные о расселении томичей по районам города и по точкам интереса (офисы, предприятия, торговые центры, университеты, заведения досуга и т.д.). Кроме того, была использована информация от избирательных комиссий, вузов, открытых источников вроде «2GIS».
Количество проживающих по районам города
Распределение рабочих мест
На втором этапе были произведены обследования пассажиропотоков — как путем анкетирования (было собрано более пяти тысяч ответов), так и методом выборочного и сплошного обследования.
На третьем этапе на основании этих данных была создана модель пассажиропотоков и предложены два варианта изменения маршрутной сети: идеальный и реалистичный.
Не буду вас томить пересказами о мероприятии, сразу перейдем к делу.
Мы нанесли на карту Томска новые трассировки маршрутов. Чтобы не перегружать карту, сгруппировали их по конечным точкам отправления.
Среди предлагаемых мер также была перенумерация маршрутов. Это вызвало наибольшие споры собравшихся. Для удобства мы вначале написали новый номер маршрута, а в скобках тот, на смену которого он приходит.
Принцип новой нумерации прост.
Собственно, вот новые маршруты. Для получения подробной информации, кликните на этот значок:
Маршруты с Каштака:
Маршруты с Иркутского тракта:
Маршруты из Черемошников/промузла:
Маршруты из Левобережья/южной части города:
Трамвайные и троллейбусные маршруты:
Все маршруты вместе:
Теперь немного аналитики.
Работа, проделанная «Радаром», на мой взгляд, очень полезна. Впервые за долгие годы мы наконец-то знаем, откуда и куда ездят томичи. Но, к сожалению, модель неполная. В нее не включены пригородные маршруты, а также автомобильные и пешеходные потоки, но такой задачи перед пермяками и не ставилось. Однако поговорим о плюсах.
Изменение маршрутной сети — лишь малая часть того, для чего можно использовать результаты этой работы. Очень здорово, что «Радар» показал «идеальную маршрутную сеть» для Томска (о ней мы расскажем в следующий раз). Теперь мы знаем, что тот пассажиропоток, который есть сегодня, можно перевозить существенно меньшим количеством подвижного состава. Сегодня для этого нужно 642 единицы, в новой сети понадобится 612 (-4,5 %). В оптимальной сети потребуется всего 336 единиц.
Нам показали направление, в котором нужно двигаться, чтобы превратить томский общественный транспорт в действительно удобный и быстрый. Но изменение маршрутной сети на предлагаемую — лишь первый шаг, ведь большинство проблем организации работы общественного транспорта Томска никуда не денется.
А что о транспортной сети Томска думают сами пермяки? Мы задали несколько вопросов Юрию Попову, директору ООО «Радар».
— Как вы оцениваете текущую маршрутную сеть Томска с точки зрения ее эффективности?
— Очевидно, что ни о какой эффективности маршрутной сети в Томске никто и никогда не задумывался. В данный момент не существует такого критерия эффективности, он ничем не измеряется. Скорее всего, вся эффективность оценивается по количеству обращений граждан: нет обращений — нет проблем. Тем не менее, с точки зрения транспортного инженера видно, что количество прибытий к каждому остановочному пункту явно не соответствует пропускной способности остановочного кармана.
Основная проблема маршрутной сети Томска — высокий уровень дублирования. Так, например, по проспекту Ленина следуют 26 автобусных маршрутов из 34-х. В связи с этим провозная способность подвижного состава используется неэффективно. Что касается электротранспорта, прежде всего троллейбусов, их низкая экономическая эффективность связана с большими интервалами движения. Пассажиры просто не хотят ждать троллейбус 15 минут, когда автобусы ходят с намного меньшим интервалом. Поэтому нами предложено закрыть часть троллейбусных маршрутов и усилить наиболее востребованные, чтобы уменьшить интервалы движения. Что касается трамвая, то у него есть огромное преимущество в центральной части города, где он идет по обособленным путям. Этот потенциал мы также задействуем в новой маршрутной сети.
— Станет ли оптимизация маршрутов панацеей, которая повысит качество пассажироперевозок в Томске? Или это не единственная мера?
— В рамках разрабатываемой маршрутной сети показаны критерии, по которым она будет лучше существующей. Основные критерии: время реализации транспортных корреспонденций на городском пассажирском транспорте общего пользования, суммарный суточный пассажиропоток, количество пересадок, количество маршрутов и подвижного состава на маршрутах.
Конечно, это совсем не единственная мера — это мера технологическая, мера с точки зрения планирования перевозок. Есть еще управленческий момент, когда нужно формировать ответственные за транспортное обслуживание населения органы и критерии качества работы этих органов. Есть еще нормативный уровень, где нужно подготовить необходимую законодательную базу. Это все — необходимые вещи, чтобы поднять качество транспортного обслуживания населения в Томске на должный уровень.
— Как скажется изменение маршрутной сети на пассажирах и перевозчиках?
— Как мы видим из основных показателей, для пассажиров будет существенная экономия времени. А для перевозчиков, как бы это не показалось странным, тоже есть существенные плюсы. Главный: число пассажиров в общественном транспорте вырастет, следовательно, вырастет и выручка перевозчиков.
— В каком направлении вы бы порекомендовали развивать общественный транспорт Томска?
— Долгосрочные направления, изложенные в так называемом «оптимистичном» варианте развития маршрутной сети Томска (где сеть разделена на магистральные маршруты и подвозящие маршруты). Это — нормальный подход и нормальная иерархия. Что касается организационно-технических мероприятий, то это, прежде всего, введение электронной системы оплаты проезда, которая позволит пассажирам экономить деньги при пересадке, что в перспективе приведет маршрутную сеть к иерархической.
— Почему городу важно иметь транспортную модель, учитывающую всех участников дорожного движения?
— Как правило, города России идут по правильному пути, то есть разрабатывают транспортную модель. Последний такой конкурс буквально месяц назад мы выиграли в Улан-Удэ, где год назад мы тоже проводили оптимизацию маршрутной сети. Одной из наших рекомендаций мэру было создание транспортной модели Улан-Удэ. И нам было приятно узнать, что через год наши рекомендации были услышаны, и сейчас такая работа заказана. Нам представляется, что без транспортной модели очень сложно развивать транспортную систему, очень трудно комплексно оценивать то или иное управленческое решение с точки зрения его эффективности. Очень трудно оценивать капиталовложения, их необходимость, и еще труднее — объяснять пользователям транспортной системы, почему были сделаны те или иные изменения.
***
Надеемся, что и Томск созреет для создания полноценной транспортной модели, и у мэрии появится рабочий инструмент для принятия важных инфраструктурных решений, а не «на глазок».
Теперь предлагаемая маршрутная сеть вынесена на обсуждение перевозчиков и нас с вами, пассажиров. Нам интересно ваше мнение о проделанной работе и предлагаемой маршрутной сети. Поэтому просим вас поучаствовать в небольшом опросе или оставить комментарий после текста.