23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 12966

«Уехали» не туда

Новая транспортная схема не улучшит жизнь пассажиров

Компания «Радар» на днях представила проект новой транспортной сети Томска, созданный на основе данных мониторинга поездок томичей. Про этот проект у меня есть для вас две новости. Плохая — он абсолютно бесполезен. Хорошая — в основном безвреден.

Начну, пожалуй, с плохого. Заказывая выполнения работ по обследованию потока и созданию новой транспортной сети, мэрия преследовала очень простую цель: не напрягая собственные мозги, сделать с томским общественным транспортом что-нибудь хорошее. Помимо ожидаемого результата, проведение работ обеспечивало горадминистрации целый год отдыха от проблем с автобусами. А в ответ на любые вопросы всегда можно было сослаться, что подрядчик еще работает, а как он закончит, мы всем покажем!

Подрядчик закончил. Мэрия показала. Если представить, что случилось чудо, и завтра транспорт начал работать по этой схеме, то жизнь пассажира никак не улучшится. А у многих даже ухудшится. С точки зрения жителя города, «Радар» работу провалил, деньги потрачены напрасно. При этом нельзя сказать, что он не выполнил условия технического задания. В ТЗ было сказано «сократить дублирование» — его и сократили.

Только вот пассажиру от «сокращения дублирования» одни минусы. Я не видел ни одного человека, который бы расстроился от того, что может уехать по Ленина на любом из двух десятков маршрутов.

Господам чиновникам уже пора понять: можно убрать с проспекта Ленина автобусы, но пассажиров оттуда убрать нельзя. «Радар» послушно исполняя волю чиновников-заказчиков и родил вот такое чудовище.

Это новая версия маршрута № 12 — основного пути в центр для жителей Степановки. Слепо следуя требованию «меньше автобусов на Ленина», авторы проекта создали вот такой объезд центра. Это создаст проблемы как пассажирам (у них появится лишняя пересадка), так и дорожному движению в городе (левый поворот с Яковлева на Пушкина — это шедевр). Плюсы от такой «реформы» попробуйте найти сами — у меня не получилось.

Нарисовать такое мог только человек, который в Томске не живет.

Давайте вообще попробуем понять, что такое «хороший общественный транспорт» в городе, и чем он отличается от плохого. Причем не с точки зрения пассажира, а с точки зрения заказчика исследования — мэрии.

Я вижу одно основное отличие: хороший транспорт побуждает людей ехать на работу не на машине. Естественно, речь идет про тех, у кого машина и выбор есть. Ведь те, у кого по материальным причинам выбора нет, все равно поедут на автобусе, будь он хоть трижды плохой.

Теперь зададим простой вопрос: мотивирует ли предложенная «Радаром» сеть хоть кого-то пересесть с машины на автобус? Ответ очевиден: нет.

«Радар» ничего не говорит про необходимость беспробочного движения основных потоков общественного транспорта. А ведь в ТЗ было указано про «сокращение времени поездки». Никакими манипуляциями с сетью нельзя сократить время поездки по маршруту «2-й микрорайон — площадь Кирова». Просто потому, что автобусы №№ 27, 29 итак идут по кратчайшему маршруту.

Когда у человека появляется выбор — стоять в пробке на Комсомольском в автобусе или в личной машине, он вполне логично делает выбор в пользу машины. И даже проблемы с парковкой на площади Кирова его не могут переубедить. Если же поставить вопрос «20 минут на автобусе» или «40 минут на машине плюс поиск парковки», все станет иначе. Трамвай № 1 это наглядно доказывает. Но никаких движений в этом направлении мэрия не делает, а «Радар» ей этот путь не подсветил.

Теперь про безвредность. Посмотрев на «новый 12-й», жители Степановки, уверен, не посчитают данное предложение безвредным. Попробую их успокоить: предложения «Радара», вероятнее всего, не будут реализованы. Слишком много интересов они задевают.

Маршруты №№ 4, 5, 20, 23, 26 закрываются вовсе, а №№ 16, 13-14, 3, 29 остаются без солидной части выручки — сопротивление со стороны перевозчиков будет колоссальным. Мы все помним, чем закончилась попытка отобрать у частников маршруты №№ 25 и 26 в 2007 году. Здесь масштаб изменений гораздо больше, перераспределяется более половины денег пассажиров, речь идет про сумму, близкую к миллиарду в год.

Не все идеально и по части транспорта «ТТУ». Новая схема предусматривает прокладку нескольких участков новой контактной сети и при этом не использует с помпой открытый участок по Комсомольскому от Фрунзе до Пушкина. На это мэрия не пойдет — денег на новые сети нет, а не использовать старую значит признаться, что совершили ошибку, деньги потратили не туда. Аналогичная ситуация и с подвижным составом: «Радар» предлагает увеличить количество троллейбусов на линии, но денег на это в бюджете нет и не ожидается.

Думаю в итоге все сведется к тому, что какой-нибудь один маршрут (например, «тройку», к ней давно присматриваются) принесут в жертву «дублированию на Ленина» и на этом успокоятся, а данные «Радара» уберут в дальний ящик. Лет через пять можно будет заказать новое исследование, подороже, миллионов за 15.

Что можно посоветовать жителям города, страдающим от качества «сервиса» в наших автобусах? Граждане, покупайте личные автомобили! Или пользуйтесь такси. Других выходов администрация города не оставляет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора