23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 18022

Будем ли мы выбирать губернатора?

Размышления о трагичности, предрешенности и безальтернативности

Итак, если утечка информации из «белого» дома окажется правдивой, уже через десять месяцев, 18 сентября следующего года, жителей нашего региона ждут не только выборы депутатов Госдумы РФ, но и губернатора Сергея Жвачкина. В смысле, конечно же, эти выборы будут называться просто выборами губернатора Томской области, но для большинства экспертов этот вопрос предрешенный. Ведь на такие шаги, как переизбрание, нынешние губернаторы вряд ли решаются идти без согласования на самом верху, правда? А это означает, что и Сергей Анатольевич такое благословление получил. Да и шансов у его гипотетических соперников, прямо скажем, немного.

И еще. Все мы помним, как перед своим прошлым назначением (в смысле — голосованием в областной думе) Жвачкин заявил, что готов пойти и на всенародные выборы. В общем, получается, «пацан сказал — пацан сделал». Или нет? Давайте разберемся.

Прежде всего, напомню, что в Российской Федерации выборы губернаторов регулярно и весьма успешно проводились в течение целого десятилетия, вплоть до 2004 года. Томская область и Виктор Кресс не были исключениями, и мы с вами периодически становились свидетелями жарких политических баталий. Вряд ли у кого-то повернется язык назвать томские выборы идеальными, но и отрицать факт весьма жарких политических баталий вряд ли кто станет.

Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, но лично у меня 2004 год прочно ассоциируется с фактическим концом федеративного государства, когда после бесланской трагедии Москва лишила регионы права на прямые и всеобщие выборы своих руководителей. С тех пор губернаторы фактически назначались президентом, и лишь для приличия (или чего там?) такие назначения прикрывались фиговыми листками голосований местных парламентов. Одним из последних таких назначенцев в России и стал Сергей Жвачкин, назначенный губернатором в феврале 2012 года. А уже весной тогдашний президент Медведев подписал закон о так называемых всенародных выборах губернаторов.

Конечно, формально Жвачкин мог сидеть в своем кресле еще полгода, но решил воспользоваться единым днем голосования в сентябре 2016-го. Многие наблюдатели вообще называют выборы в сентябре профанацией, поскольку основная часть предвыборной кампании приходится на сезон отпусков-огородов, а сами выборы совпадают со сбором урожая на селе и копанием картошки многими горожанами. Такое неудачное время явно понижает явку избирателей, что позволяет властям при помощи административного ресурса мобилизовать свой ядреный электорат и добиться приемлемого для себя результата.

Еще одна причина, по которой действующему представителю власти выгоднее переизбраться не в феврале 2017-го, а в сентябре 2016-го, состоит в том, что на дворе — кризис. Не вдаваясь в причины возникновения оного, согласимся: кризис налицо. Помните, как у Жванецкого? «В то, что что-то добавят, — не верю! Что отберут то, что есть, — верю сразу и во веки веков». Поэтому и у власти, и у нас, ее подданных, есть все основания предполагать, что в сентябре 2016-го нам будет житься, может, и скверно, но не так ужасно, как полгода спустя. Поэтому чем раньше провести выборы, тем меньше будет протестного голосования.

Впрочем, у меня есть все основания предполагать, что в ближайшие полтора года успешному переназначению (в смысле — успешным выборам, простите) Сергея Жвачкина ничего не угрожает. Дело в том, что предстоящие выборы только внешне будут походить на всенародные, а на самом деле таковыми являться не будут. Поскольку между собственно выдвижением кандидата в губернаторы и его попаданием в избирательный бюллетень есть один ма-а-аленький, но непреодолимый для многих барьерчик — так называемый «муниципальный фильтр».

Иными словами, всякий кандидат в губернаторы должен будет заручиться поддержкой достаточно большого числа депутатов от муниципалитетов Томской области, то есть дум Томска, Северска и прочих районов нашего региона. А поскольку подавляющее большинство таких депутатов прямо или косвенно контролируются властью, то пройти такой «муниципальный фильтр» человеку, для власти нежелательному, совершенно не реально.

И не стоит говорить мне о том, что якобы муниципальные депутаты у нас не зависят от исполнительной власти. У нас и избиркомы по закону должны быть абсолютно независимыми от любой власти, а нынешним летом не допустили до выборов безобидную журналистку, не побрезговав для этого привлечь множество «экспертов», которые, в свою очередь, не постеснялись назвать белое — черным, а черное — белым.

Поэтому я продолжаю настаивать на том, что ни один серьезный соперник нынешнего губернатора не преодолеет «муниципальный фильтр». Сам Господь Бог может явиться к нам, в Томскую область, дабы своим примером явить миру чудо честного губернаторства, а муниципальные депутаты скажут ему: прости, Господи, но ты не состоишь в «Единой России»…

Вы спросите меня, а как определить серьезного соперника нынешнего губернатора от несерьезного? Да очень просто! Чтобы иметь хоть малейшие шансы на успех в предстоящей губернаторской гонке, любой потенциальный соперник должен начинать ее уже сейчас. А проходить через «муниципальный фильтр» нужно будет лишь летом. Поэтому на руках у нашей власти — буквально все козыри. Если потенциальный кандидат в губернаторы наберет к лету какой-то приличный рейтинг, он не пройдет «фильтр». Если его рейтинг будет в районе нуля, добро пожаловать в соперники Жвачкину.

Так оно и будет. Вот увидите.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора