15 ноября, пятница
-13°$ 98,37
Прочтений: 5709

Маршрутные истории

Если в томском транспорте что-то и поменяется, то нескоро

«Чтение детерминирует вербальную аддитивность». Красный плакат с этой мудреной фразой и переводом для малопросвещенных (чтение расширяет словарный запас) я увидел в месте, где прочитать такое ждешь меньше всего — в маршрутном автобусе. Проникнувшись столь замечательной мыслью, я попытался было тут же эту самую вербальную аддитивность детерминировать. Но — не тут то было.

В автобусе было темно — из шести плафонов горели лишь два. На мой вопрос, почему в салоне такой мрак, шофер, видимо, забыв про плакат за спиной, задал мне встречный вопрос: «А вам что, читать?». Лишний раз подтвердив наблюдение, что одной из особенностей нашей жизни (в частности, и управления), является шизофреничность: левая рука не ведает, что делает правая. Правда, кондуктор все же заметила, что в салоне нормально. На мой вопрос, кому нормально — пассажирам или водителю, ответа не последовало.

Наблюдения показали, что мрак в салонах маршруток — явление типичное. Различаются лишь детали: жмоты включают лишь два плафона, щедрые — четыре. Вышеупомянутый вопрос я задавал неоднократно, и он, несмотря на его простоту, вводил шоферов в ступор. Ну, в самом деле, не признаваться же публично в позорном крохоборстве — экономии на лампочках.

Пассажиры, которым приходится ездить на маршрутках регулярно, знают, что освещение — лишь одна из проблем. В качестве принудительного ассортимента вам могут предложить прослушивание «блатняка» или разговор шофера с кондуктором с использованием табуированной лексики.

Водители любят свою машину, истинную кормилицу. Редко какая кабина шофера не украшена букетом сувениров: вымпелами, иконами, безделушками, светодиодными лентами… Особый шик — отделка салона занавесками с кистями — так, чтобы стоячие пассажиры не смогли рассмотреть путь движения автобуса.

Не трудно увидеть, что во всех выше перечисленных примерах виден интерес только одной стороны — шофера. Комфорт, удобство пассажира в этой схеме не просматривается. Главное — шоферу нравится. Он навязывает свой вкус при оформлении салона, а также предлагая музыкальную программу для прослушивания. Он экономит на лампочках. Все эти «примочки», естественно, оплачиваются пассажирами. А когда не хватает денег на очередную светодиодную ленту, на очередную занавеску, маршрутники выдвигают требование — повысить проездной тариф. И, как показывает практика, обычно своего добиваются.

Удивительно, что городские власти, идя навстречу маршрутникам, со своей стороны не выдвигают никаких встречных требований, в частности, касающихся качества обслуживания. А ведь речь идет о требованиях не излишних, не чрезмерных, а только о том, чтобы транспортники соблюдали санитарно-гигиенические требования. Чтобы ими и были обусловлены требования к маршрутным автобусам, сформулированные в технических заданиях (именно шесть плафонов с двенадцатью лампами, а не два и не четыре!). Люди в салоне должны чувствовать себя достаточно комфортно, не напрягать излишне зрение, не суетиться озабоченно по поводу того, проехали ли они свою остановку.

Но, судя по всему, контроля за тем, в каком состоянии автобусы выходят в рейс, не ведется ни хозяевами транспортных средств, ни властью, ни самой общественностью, не протестующей против такого произвола, унижающего достоинство пассажира. Особо хотел бы заметить и такую характерную деталь: кондуктор, как правило, сидит с ногами, занимая два пассажирских сиденья, как бы давая пассажиру понять, что именно он, кондуктор, у себя дома и ведет себя соответственно…

В этой истории есть и еще один важный аспект. Да, водители автобусов не чувствительны к проблемам пассажиров, им и в голову не приходит встать в положение человека, находящегося в салоне его автобуса. А ведь жить по правилам — одно из главных условий демократии. То есть нравится тебе что-либо или нет, все равно делай то, что должно. А если не нравится, добивайся изменений в правилах. Увы, в этом отношении не только маршрутники бывают не чувствительны к тому, к чему стоило бы проявить чуткость.

Один мой приятель, пожив некоторое время в Японии, делился впечатлениями о японской жизни. «Ты знаешь, — говорил он, — что меня поразило в местном городском транспорте? Там все в полном порядке — работает все, что должно работать, и так, как должно». Это маленькая иллюстрация к так называемому японскому чуду. В большом деле не может быть мелочей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора