22 ноября, пятница
-12°$ 100,68
Прочтений: 6515

Не играйте с государством

На приговор Игорю Иткину

Маленький штраф и большой реальный срок одному из капитанов томского бизнеса доказывают: обвинение пожелало наказать персонально именно Игоря Иткина, а не возместить ущерб обществу и государству. Суд услышал пожелания.

Игорь Иткин — не ангел, скажем сразу.

Мы же начинали вместе в начале 90-х, правда, в параллельных вселенных. Норма прибыли у продавцов компьютеров и размер зарплаты у журналистов были, мягко скажем, несопоставимы. Мы на половину своей зарплаты покупали польский «Наполеон», еще на четверть — закуски, оставшееся шло на проезд в общественном транспорте. На два удачно перепроданных компьютера люди покупали «жигули» и еще бухали год. Игорь и его команда не бухали, а наращивали обороты.

Они первыми стали авторизованными дилерами Microsoft , еще каких-то крутых из Силиконовой долины. Первыми поняли, что компьютеры сами по себе — металлолом, и только объединенные в систему — сила. «Стек» стал системным интегратором. Звучало красиво. Первыми запустили отверточную сборку собственных компьютеров, хотя, конечно, не из своих комплектующих. Ценник у «Стека» был самый высокий в Томской области, но заказы шли исправно. В том числе бюджетные.

«Откаты» тогда называли благодарностью. Могли взять теми же компьютерами.

Самые умные, а Игорь Иосифович из таких, уже в середине 90-х понимали: время «крыш», взаимозачетов, сверхприбылей в ритэйле заканчивается. Надо искать запасные производственные аэродромы. Иткин нашел «Контур». Огромная лакомая территория в Кировском районе. Оборонные заказы иссякали, цеха пустовали. Завод банкротили.

Бывший губернатор области Виктор Кресс тогда шел на риск и пробивал назначения на убыточные предприятия молодых успешных коммерсантов. Ошибался редко. Посмотрите хотя бы на свинокомплекс «Томский». Думаю, что и в случае с Иткиным ошибки не было. Более того Кресс, получив как-то информацию, что налоговая полиция (была такая) готовит задержание Иткина сразу после того, как он выйдет из властных коридоров, оставил его в «белом» доме в своем кабинете, а сам пошел убеждать главного налогового полицейского Владимира Котлярова не сажать пока «системного интегратора». Убедил. Новое дело на Иткина завели уже при другом губернаторе.

Не без потерь для производства Иткин держал «Контур» на плаву. «Стек», конечно, тоже не в убыток себе, работал рядом. Первый и последний компьютерный супермаркет в Томске — он ведь тоже в бывшем цехе «Контура» размещался.

Кто, кому и за сколько продал, перепродал, сдал в аренду производственные помещения — это теперь можно хоть как повернуть. Важно, что Игорь в последние перед задержанием годы ходил мрачноватый. Жаловался приватно, что «откаты» за заказы для «Контура» москвичи требуют непомерные, такие, что и сам заказ теряет смысл. А без заказа завод можно закрывать, он и так по логистике не самый удачный. Есть аналоги в европейской части России, там народ руководящий сговорчивей.

Дальше можно только догадываться… Иткин отказался платить «откаты»; «откатил», но мало; «откатил», но надоел московскому руководству, конкурентам, вошел с ними в конфликт… Какая теперь разница?

Когда в мае я участвовал в массовке по выборам томского омбудсмена, депутаты спрашивали меня:

— Как вы будете защищать Игоря Иткина, если будете избраны-назначены?

А как можно защитить в России от сумы и тюрьмы?

Говорил, что бизнесмены масштаба Иткина не ангелы, иначе не были бы успешными предпринимателями, но в данном случае могу только способствовать появлению объективной информации о процессе. Самая объективная на 29 сентября: одиннадцать (!) с половиной лет лишения свободы, 1,7 миллиона рублей штрафа и кое-что по мелочи. Два года запрета на руководство коммерческими организациями, это так — шестерка на погон.

К такому финалу были готовы все: «сеньоры и служанки, собаки на лежанках и дети на руках». Теперь можно сколько угодно рассуждать о невыносимой атмосфере для бизнеса, отсутствии правосудия, произволе силовиков, повсеместной коррупции и констатировать в любимой либеральной манере: «Грустно все это!»

Ребята, мы все сидели за одним столом. Кто-то играет по маленькой до сих пор, кто-то вскрылся, кто-то все проиграл, кто-то блефовал, а кто-то сыграл по-крупному…

Как любила повторять моя мама, простой бухгалтер в районном отделе внутренних дел: «Не играйте с государством в азартные игры».

Даже если вы ангел и вам кажется, что вы знаете все расклады.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии