26 июня, среда
+22°$ 87,28
Прочтений: 4382

Плата за постой

Получится ли у нового мэра решить вопрос с платными парковками в Томске?

Для жителей крупных российских городов автомобильный вопрос зачастую стоит так же остро, как и квартирный. И Томск подтверждает эту тенденцию. В нашем чуть более чем полумиллионном городе сейчас зарегистрированы около 170 тысяч машин — примерно по две штуки на каждые пять жителей.

По количество авто на душу населения мы, кстати, уже опередили Санкт-Петербург и совсем немного отстаем от Москвы. Стоит ли удивляться, что именно потребности автовладельцев во многом диктуют направление развития города. Согласитесь, за последнюю пятилетку дорог у нас прибавилось, а вот новых парков и пешеходных зон как-то не очень…

Впрочем, если с «где проехать» хоть что-то меняется, то острота проблемы «где встать?» растет прямо пропорционально темпам автомобилизации. Прежняя команда мэрии наличие парковочной проблемы признавала, но сколько-нибудь внятного решения предложить так и не смогла.

Широко разрекламированная программа «Народный гараж», предполагавшая снос незаконных железных гаражей и строительство на их месте многоуровневых паркингов, так и осталась на бумаге. Один многоуровневый паркинг таки был построен компанией ТДСК в микрорайоне Зеленые горки. Однако и этот эксперимент был воспринят автолюбителями неоднозначно: стоимость парковочного места в многоэтажной конструкции оказалась сопоставима с ценой обычного гаража.

Более-менее успешно были реализованы разве что меры запретительного характера. На ряде центральных улиц города появились знаки «Стоянка запрещена». А для более эффективного контроля за соблюдением нового требования на вооружение ГИБДД были поставлены фотофиксаторы и эвакуаторы. По итогам прошлого года наказания за нарушения правил парковки получили более 14 тысяч автомобилистов. Из них примерно пять тысяч были наказаны эвакуацией машины на штрафстоянку.

«Кнут» сыграл определенную роль. На той же улице Гагарина порядка теперь заметно больше. И все же редкий автомобилист, чья машина попала на эвакуатор, искреннее будет считать ответственным за этот казус только лишь себя. Большинство предпочтут видеть в соответчиках злую мэрию, не обеспечившую возможность припарковаться в нужном месте по правилам.

Справедливости ради отмечу, что в эпоху Николайчук попытки обустроить парковки в центре города тоже предпринимались. Даже назывались несколько адресов: на улицах Герцена, Красноармейской и у ЦУМа. Однако де факто паркинг появился лишь у ЦУМа, остальные площадки остались необустроенными.

Причина банальна: своих денег на стоянки в муниципальном бюджете не было. А с точки зрения инвестора вложения в платные дневные парковки выглядят достаточно рискованными. Например, опыт соседнего Новосибирска, где платные дневные стоянки уже существуют, свидетельствуют: имея возможность припарковаться стихийно, платить за то, чтобы оставить машину на час-полтора, готов далеко не каждый водитель.

Парковочные инициативы времен Ивана Кляйна пока выглядят более системно. И в тоже время все заявленные проекты обнаруживают принцип «любишь кататься, люби и за стоянку платить». Введение строительного норматива, закрепившего принцип «на каждую квартиру по парковочному месту», — без преувеличения эпохальное решение. Все логично: раз уж желание автолюбителей держать своих железных коней на привязи прямо под окнами непобедимо, лучше уж и впрямь перестать считать это бессмысленной блажью и официально закрепить как норму. И все же не стоит заблуждаться, что такое придомовое стойло — парковка из категории бесплатных.

Представляющие строительную отрасль депутаты гордумы, голосуя за нововведение, честно предупредили: квадратный метр жилья в новостройках, возведенных по новым правилам, будет обходиться дороже. О суммах можно спорить, однако не удивлюсь, если речь будет идти о сотнях тысяч рублей. Согласно СНиПам, минимальная длина парковочного места составляет пять метров, ширина — 2,3 метра. Выходит, покупая квартиру в новом доме, любой новосел будет автоматически получать в придаток либо участок земли более чем десять квадратов, либо место в многоярусном или подземном паркинге. И то и другое — дополнительные затраты для строителей. И хорошо, если они заложат в цену квадратного метра только лишь себестоимость придомового машиноместа.

Намерение создать в Томске сеть муниципальных платных парковок — задумка и амбициозная, и рискованная. Запрос на стояночные места в городе огромный. Однако его монетизация потребует доскональной проработки и очень деликатного подхода.

Чего уж там: за то, что машина просто стоит на улице, мы платить не привыкли. И если такая услуга окажется хоть сколь-нибудь обременительной для кошелька, проект вполне может провалиться. Еще один вопрос: найдется ли земля под платные парковки. Тем более что площадки будут нужны «не где-то там», а в центре — более-менее удобных для автомобилистов местах. Иначе опять же за что платить?

Впрочем, если верить сообщениям, поступающим из мэрии, то проект постепенно движется. На минувшей неделе власти объявили, что поиском дополнительных площадок озадачены главы районных администраций. А одну парковку вроде бы уже строят. Правда, неофициальный опрос сотрудников подразделений мэрии ничего не дал: ни в одной районной администрации ни одного потенциально подходящего адреса не назвали. Может быть еще ищут, может не хотят говорить «гоп», пока не перепрыгнут.

Если в конечном итоге обеспечение удобных стояночных мест превратится в бизнес с адекватным ценником, то по мне можно будет и заплатить. Лучше уж отдать деньги парковщику, чем эвакуаторщику.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также