Проверка на человечность
Наплыв беженцев с Украины ставит перед властью и обществом новые задачи
Отголоски гражданской войны, ведущейся на Украине, дошли и до глубин России, до Томска. Согласно правительственной разверстке, наша область должна принять 3,7 тысячи беженцев с «братской» территории.
И уже слышны вопросы: нужны ли нам беженцы с Украины, когда у нас своих проблем полно, а тут, мол, сразу три тысячи человек, которые вряд ли захотят жить в глубинке, их надо устраивать, искать жилье…
Что можно ответить на такие вопросы? Ну, во-первых, нашего мнения на этот счет никто не спрашивает. Во-вторых, и это главное: когда у людей горе, задаваться такими вопросами просто бесчеловечно. А если бы в такой ситуации оказались мы сами? Собственно, в несравнимых масштабах мы такое уже переживали — во время Отечественной войны. Сейчас, слава богу, не война, людей насильно вселять в чужое жилье не будут. Если же кто-то решит добровольно принять беженцев, то пожалуйста.
Повлияет ли приезд такой массы людей на нашу жизнь? Безусловно, повлияет. «Подобной ситуации, связанной с необходимостью масштабного расселения и оказания социальной помощи, у нас еще не было», — сказал вице-мэр Евгений Паршуто.
Видимо, потребуют корректировки областной бюджет и в целом политика областной администрации. Такую массу людей, считай целый микрорайон, надо где-то расселить. Благо сейчас лето, и на первых порах эта проблема решаема. Есть школы, летние лагеря. Ну а далее придется проблему решать капитально. Кто-то захочет жить в сельской местности, а кто-то — с учетом своей профессии — в городе.
Тем, кто решит остаться в городе, в какой-то степени будет легче. Сейчас много строится социального жилья. Томичам, ждущим своей очереди на квартиру, придется подождать. В какой-то степени труднее будет тем, кто решит остаться на селе. Как их расселять? По опустевшим деревням? Заселять ли их компактными поселениями? Это значит, срочно надо строить дома.
Впрочем, нынешние строительные технологии, да еще в сочетании с госзаказом, могут этот вопрос решить достаточно быстро. Здесь проблема в том, что переселенцы приедут в конце цикла сельскохозяйственных работ. Так что полноценно включиться в работу они смогут только весной следующего года.
Квалифицированным же специалистам в городе работа найдется. А если не найдется, то рабочие места надо создавать. И это должна быть не локальная кампания, рассчитанная на решение внезапно возникшей проблемы, а именно политика, направленная на активное привлечение рабочей силы, на рост населения.
Это было бы и вкладом в решение демографической проблемы. Именно о таком подходе давно говорят специалисты в области миграционной политики. Благо, нет проблем с ментальностью — люди практически свои, соотечественники.
Справится ли власть с данной проблемой? Вопрос можно счесть риторическим — должна. И правильно напомнил Паршуто: мы научились работать в чрезвычайных условиях. Вот ведь нынче не дали разгуляться лесным пожарам. Да дело даже и не в том, были ли аналогичные проблемы в прошлом или не были. Проблемы были всегда и будут всегда. Это закон жизни. А задача власти эти проблемы решать — как говорится, отвечать на вызовы времени.
Вице-мэр напомнил, что для решения проблем беженцев городу могут потребоваться дополнительные средства. Полагаю, что здесь могут потребоваться чрезвычайные меры. У нас действует плоская шкала налогов, свободное перемещение капиталов. В результате масса средств уходит за границу, в оффшоры, на покупку спортивных клубов, яхт, островов и вообще на шикарную жизнь. Но, как когда-то обмолвился бывший министр финансов Александр Лившиц, «делиться надо».
Кажется, наступает момент истины, когда надо определяться, с кем ты, в чьих рядах и, соответственно, делиться с соотечественниками. Помощь в деле беженцев с Украины — одна из таких проверок.
Кто-то, вероятно, бывал в Арабских Эмиратах, ну, а кто не бывал, то наверняка в Интернете видел фантастические города в песках, на намытых в море островах. В этих городах живут не одни члены семей монархов. Живут рядовые арабы, граждане этих государств. Города же эти — материализация денежных отчислений, которые делают нефтяные компании, добывая здесь нефть. И мы, живя в суровых условиях, наверное тоже имеем право на более справедливую часть доходов от добываемых нефти и газа. Поэтому нести дополнительные расходы на решение проблемы беженцев мы, конечно же, если потребуется, будем.
Но было бы справедливее заставить поделиться доходами олигархов. Ведь это же их братья по олигархическому интернационалу довели Украину до войны.
Видимо, какие-то смутные опасения по поводу возможности такого же сценария и в России есть у наших правителей, что показало недавнее заседание Совета безопасности. В этом смысле расселение украинских беженцев по регионам имеет одну сверхзадачу. Беженцы должны своим примером показать, чем чреваты и до какой степени опасны социальные конфликты. Впрочем, власть это должна бы понимать в первую очередь.
Ну, а проблема беженцев у нас в Томске будет решена. В этом я не сомневаюсь.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора