4 мая, воскресенье
+7°$ 81,49
Прочтений: 21042

Привет из 90-х

Убийство трех бизнесменов за две недели вызвало понятную реакцию общества — народ заговорил о возвращении лихих 90-х. Некоторые предприниматели внутренне напряглись, вспомнили про свои долги и неприятелей. Их у людей с тугим кошельком порой хватает.

Хроника последних томских событий, действительно, напоминает криминальные сводки 20-летней давности. Так, 26 октября погиб глава торговой сети «Радуга вкуса» Максим Хайскис. Он был жестоко избит неизвестным мужчиной и скончался от полученных травм в машине скорой помощи. 6 ноября были найдены убитыми директор НПК «Электро-тепловые технологии» Сергей Шильников и его заместитель Анна Кузнецова. Их расстреляли прямо в офисе компании. На следующий день в Советском районе в автомобиле застрелили 35-летнего мужчину. Правда, отношения к бизнесу он не имел. Есть информация, что пострадавший принадлежал к одной из криминальных группировок Томска.

Многих томичей эти убийства шокировали. В нашем городе, конечно, и раньше не обходилось без криминала, но чтобы палить в людей на работе? В связи с чем глава Томской торговой палаты Аркадий Эскин высказал мнение, что подобного разгула криминала не наблюдалось в Томске даже в 90-е.

Наверное, Аркадий Яковлевич просто забыл — разборки были. Не исключено даже, что некоторых бизнесменов, ставших жертвами убийства в те самые «лихие», он знал лично. Но не это главное. Времена, когда в нашем городе отстреливали успешных предпринимателей, сейчас нелишне вспомнить. Может, тогда и нынешняя ситуация будет для кого-то понятней.

Первым бизнесменом, заплатившим жизнью за свой успех, стал руководитель СП «Томск-Петролеум-Компани» Владимир Рабинович. 30 декабря 1993 года его застрелили в офисе собственной фирмы. Тогда выдвигалось несколько версий произошедшего. По одной из них убийство организовали местные авторитеты преступного мира, с которыми Рабинович, как один из первых кооператоров Томска, поддерживал тесные отношения.

По другой версии предпринимателя убили по заказу кредиторов, которые ранее ссуживали крупные суммы его кооперативу «Парнас». По третьей — расправа над бизнесменом могла быть связана с намерением СП «Томск-Петролеум Компании» участвовать в конкурсе на право строительства нефтеперерабатывающего комплекса, общая стоимость которого оценивалась в 1,38 миллиарда долларов.

По некоторым данным, СП, возглавляемое Владимиром Рабиновичем, подготовило проект строительства экологически чистого комбината без привлечения госсредств, что практически обрекало его на победу в конкурсе (в итоге СП выиграло тендер, но уже без Рабиновича). Как ни крути, все сходилось на деньгах.

Следующей жертвой стал директор томской карандашной фабрики Анатолий Сухарев. Под его руководством на предприятии было создано российско-американское СП «Раско». Сухарев завладел половиной акций. Вскоре его застрелили.

В 1996-м от пули киллера погиб один из первых депутатов, бывший председатель Томского облисполкома Олег Кушелевский. К тому времени он уже удалился от активной политической жизни, являлся председателем кооператива «Вира», строил активные планы на будущее. В Кушелевского стреляли из малокалиберной винтовки. Работал профессионал — пуля с большого расстояния попала точно в сердце.

В списке тех, кто навсегда остался в 90-х, помимо крупных предпринимателей присутствуют и обычные «барыги» — например люди, которые скупали и перепродавали валюту. Бизнес и мелкий, и крупный в то время часто делили и контролировали откровенно криминальными способами. Поэтому говорить сегодня о возврате 90-х — все же перебор.

В 21 веке люди бизнеса используют иные приемы разборок с конкурентами. Один из наиболее эффективных методов — включить связи «наверху». При условии, что они есть. Можно, конечно, и в суде с соперником пободаться. Но связи — орудие более действенное. Что касается физического устранения противника, — способ радикальный, но уж больно хлопотный. Подобные вещи приходится тщательно готовить. Так стараются только ради самых заклятых врагов.

Вместе с тем нет такого преступления, на которое человек не пойдет ради денег. Поэтому велика вероятность, что причины гибели томских предпринимателей напрямую связаны с их профессиональной деятельностью.

Компания Сергея Шильникова 20 лет занимается производством технических и криогенных газов. За это время НПК завоевала огромный рынок сбыта продукции в России и ближнем зарубежье. Предприниматель также имел дела с недвижимостью. Глава торговой сети «Радуга вкуса» активно и успешно действовал на рынке ритейла. Возможно, это кого-то не устраивало. И Шильникова, и Хайскиса могли убить для того, чтобы развалить успешный бизнес.

В случае с директором «Радуги вкусов», помимо версии о заказном убийстве, возникает мысль и о простой «хулиганке». Человека забили бейсбольной битой на дороге. Много киллеров ходит с таким оружием? Зачем вступать с объектом в ближний бой, если его можно устранить с расстояния нескольких метров?

Мог ведь в этой истории получиться совсем иной исход. Если бы здоровяк Хайскис отобрал у нападавшего биту, он бы сам с легкостью уложил обидчика. Вполне вероятно, что на бизнесмена напал не профессиональный киллер, а водитель-отморозок, которому не понравилось, как Хайскис повел себя на дороге. Психически неуравновешенных типов, которые возят с собой биту либо монтировку, сегодня хватает.

Недавние события поставили перед силовиками массу вопросов. Например, есть ли у последних преступлений связующее звено? Или кровавые происшествия просто совпали по времени? На этот счет уже высказался бывший спикер облдумы Борис Мальцев. Он напомнил правоохранительным органам, что на свободу вышел криминальный авторитет Игорь Рожин, и посоветовал присмотреться. Мол, странное какое-то совпадение… Мог бы и не советовать. Наверняка, освобождения этого человека в правоохранительных органах ждали заранее и держат его в поле зрения без подсказок бдительного депутата.

После убийства руководителей НПК «Электро-тепловые технологии» губернатор Сергей Жвачкин заявил, что ситуацию с расследованием он берет под личный контроль. Пообещал не допустить возврата лихих 90-х, а от силовиков потребовал оперативных и тщательных действий, указав на то, что раскрытие убийств предпринимателей является для правоохранительных органов делом чести.

Губернатор сказал то, что должен был сказать в этой ситуации. Но обычные граждане слегка обиделись. Мол, чем мы хуже? Разве расследовать убийство учителя или продавца можно с меньшим рвением? Нет, конечно. Просто убийство крупных предпринимателей на рабочем месте — это предупреждение их коллегам. Не согласитесь играть по установленным правилам, будет то же самое.

Будет или нет, сейчас во многом зависит от силовиков. Раскрытие недавних убийств может предотвратить дальнейшие расправы. Наконец, от этого зависит спокойствие не только предпринимателей, но и всех томичей без исключения. Потому что жить в городе, где людей расстреливают на работе и до смерти избивают на дороге, очень тревожно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также