29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 6472

Медвежьи госуслуги

На заре 21-го века я купил свою первую машину и, поскольку любопытен, позвонил знакомому работнику тогда еще ГАИ. Назовем его Андреем.

«Знаешь, Андрей, — сказал я, — Хочу, как журналист, понять, как у нас граждане ставят автомобили на учет, платят госпошлину, получают номера. Хочу вместе со всеми попробовать постоять в очереди, на своей шкуре ощутить долго ли это, или врут все про трудности с постановкой транспорта на учет в ГАИ?». «Дурью не майся, — ответил мне Андрей. — Подъезжай завтра к 14:00, позвони мне, как приедешь».

Итак, на следующий день в 14:00 я стоял в регистрационном пункте. Андрей показал, куда платить пошлину, забрал документы и показал закрытое окошко, возле которого никого не было. «Стой возле него, — сказал он. — Через десять минут оно откроется». И я встал. Окошко рядом только что открылось. Возле него препирались мужики, оттирая друг друга плечами.

Я знал, что иногда журналистское любопытство оборачивается смертной скукой. Ты думаешь, что работать санитаром в психбольнице это очень интересно, а попадаешь на махорочный смрад, ночные дежурства и частые проверки общего туалета на предмет попыток суицида. Или приходишь наблюдателем на избирательный участок в надежде побороться с нарушениями и приписками, а это выборы мэра Ивана Кляйна.

Так было и в этот раз.

Поэтому, когда окошко действительно через десять минут открылось и мне выдали документы и номера, я мысленно поблагодарил Андрея и с тех пор не пытался быть, как все. Как, собственно, и все остальные дорогие мои россияне. Если у вас есть возможность сэкономить время и нервы, вы же ею пользуетесь?

Слава богу, в стране почти исчезли очереди. Они еще встречаются в недолгие минуты после аншлагов в учреждениях культуры, когда вы еще под впечатлением только что увиденного-услышанного. И хочется подслушать, что говорят соседи по очереди — вдруг они такие же милые интеллигентные люди, какими кажутся. Но такие очереди проходят быстро, как грибные дождики. А вот настоящие — советские многочасовые тягостные — очереди сейчас можно увидеть разве что в ГИБДД. Но! Что-то странное случилось и с самими работниками этой уважаемой службы. Андрей уже на ранней своей пенсии, а новое поколение сотрудников ведомства как-то нервно реагирует на просьбы о помощи. Наверно, борьба с коррупцией добралась и до героев народного фольклора — госавтоинспекторов, но скорее напугала людей, чем искоренила само явление. Судя по количеству «красивых» номеров на не менее красивых машинах, все осталось по прежнему, просто теперь на мелочи работники ГИБДД не отвлекаются. Это, кстати, не только мое наблюдение!

В общем, вы поняли: мне впервые предстояло поставить на учет автомобиль без Андрея, без звонка, в порядке общей очереди. В течение десяти дарованных государством суток, когда можно ездить без номеров.

Жена моя, дитя цифровой эпохи, сказала, что если зарегистрироваться на портале госуслуг, то поставить автомобиль на учет — это семь минут времени. Ей об этом говорили сами работники ГИБДД, которые хвастались новым пунктом работы с автомобилизированным населением в Предтеченске.

Как «староприжимный» человек я в сказки про цифровую Россию не верил. Конечно, я радуюсь появлению многофункциональных центров, от души хлопаю в ладошки Сбербанку, который почти излечился от хронических очередей, зато доводит до истерик своих операционисток... Но в случае с порталом госуслуг, я всегда помнил слова спикера облдумы Оксаны Козловской. Она тогда была вице-губернатором, и перед ней стояла задача по внедрению так называемого «электронного правительства». «Проще не будет, — сказала тогда спикер, обрисовав трудности перехода от бумажного к электронному документообороту». И ведь была права! Перехода не случилось, просто бумаги и их электронные версии теперь ходят парами.

На портале госуслуг меня регистрировала жена. Шел третий из отпущенных мне десяти безномерных дней. Сначала она заполнила заявку на личный кабинет на портале госуслуг. Это быстро. Но для того, чтобы войти в этот личный кабинет, нужно получить личный идентификационный код. По Интернету его не пересылают. Его получают «Почтой России». Сроки доставки — до двух недель. У меня оставалось, напоминаю, семь дней.

Второй способ получения кода выглядел симпатичней. Зайдите в офис «Ростелекома» в вашем городе, обещал портал госуслуг, и получите идентификационный код лично. В Томске таким офисом федеральный сетевой ресурс называл второй этаж Главпочтамта. То же самое подтвердила и девушка из федеральной справочной службы по телефону 8-800-100-70-10.

Идем. На втором этаже Главпочтамта, где в домобильную эру яблоку было негде упасть среди студентов, пришедших позвонить родителям, стояла тишина.

«Действительно, — сказала нам женщина, сидящая под эмблемами Ростелекома. — Мы можем оформить здесь заявку на получение кода «Почтой России», но выдать сам код пока не можем. Такой услуги мы еще не оказываем. А если у вас остались вопросы, звоните по телефону 8-800-100-70-10». И выдала нам бумажечку с номером справочной, по которому мы уже звонили. Круг замкнулся довольно быстро.

Был еще один способ стать клиентом портала госуслуг. Получить универсальную электронную карту с личной цифровой подписью. Сроки оформления тоже уходили за критические семь суток, но больше всего поражала одна подробность: не все госучреждения еще снабжены терминалами для приема электронных карт и идентификации вашей электронной подписи. Поэтому владельцы карты должны носить с собой еще и соответствующий картридер, купленный тоже не на EBay, а у сертифицированных, понятное дело, поставщиков. Большое облегчение, что первым 50 тысячам томичей, которые решатся оформить карту, картридер подарят. Чтобы, значит, дело пошло-поехало, как в анекдоте про Буратино, которому вместо одной ноги приделали колесо.

В общем, ситуация анекдотическая. Универсальная электронная карта, как та же жена, должна как-то гармонизировать вашу жизнь, но к ней в нагрузку полагается теща. Первым 50-ти тысячам даже бесплатно. Хорошо, если повезет, как мне, и картридер-теща не будет конфликтовать с компьютерами и периферийным оборудованием госучреждений. А если в нужный момент картридер откажет, и госкомпьютер вашу подпись не увидит? Понятно же, что проще не будет….

Поэтому рано утром, как обычно, едем и встаем в живую очередь в пункт регистрации автотранспорта в Предтеченске. Сразу в два-три окошечка по возможности. Дружимся со всеми соседями по очереди на два человека вперед и два человека назад. Бывали случаи, знаем: «зеленая кофточка» или «розовая куртка» исчезнут неожиданно и пожалуйста: «вас тут не стояло». Ждем всего 3 часа 40 минут, включая обед, на который все-таки попали. Обедаем бутербродами и чаем в машине, для желающих есть буфет на втором этаже. После этого прикручиваем номера и уезжаем.

Кстати, само общение с сотрудниками ГИБДД заняло всего 20 минут, включая сверку. Все остальное — живая, наша, родная, не подвластная никаким порталам госуслуг — очередь. В ней подружимся и поругаемся, помиримся и гараж арендуем, совет получим и сдачи дадим…

Хотя в Предтеченске совсем недавно поставили терминалы электронной очереди, как в Сбербанке или МФЦ. Жмешь в 9 утра и получаешь купон на 12 дня. Вроде попроще. Но не быстрее точно.

А недавно в Москве решили разогнать электронное правительство и сократить количество госуслуг, оказываемых на портале. Мол, народ не всем услугами пользуется. Как думаете, почему?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также