Счастливые на выборы не ходят
Сегодня выборы в Томске — это как игра с опытным шулером в карты. Но по предложенным свыше правилам большинство томичей играть не захотели. Теперь эти граждане «свыше» всех успокаивают: дескать, так и должно быть. Вот глава администрации президента высказал мнение, что низкая явка на выборах говорит о здоровом состоянии общества.
«Какой нормальный человек пойдет голосовать, если его в целом все более-менее устраивает? Нормальный обыватель не пойдет. Это стандартная практика и, слава Богу, мы к ней приблизились. Люди активно идут голосовать только тогда, когда они недовольны. Когда я доволен, зачем я буду тратить выходные на голосование? Я лучше на дачу поеду, яблоки соберу — урожай в этом году хороший. Это нормальная человеческая психология», — заявил после «картофельного провала» кремлевский чиновник.
То есть, человек, довольный жизнью, предпочтет отдыхать, а не шлепать на избирательный участок. И чем ниже явка, тем, значит, лучше живется людям. Томичам теперь есть чем гордиться: они живут процентов на десять лучше москвичей и екатеринбуржцев. А самые счастливые на этой земле — жители Владивостока, показавшие рекордные 18 % явки.
Сразу вспомнился стишок, написанный неизвестным автором после одного шедеврального выступления в телеэфире Бориса Мальцева.
Нет чище города и краше!
Живете без забот!
Какая, к черту, баба Маша,
Что там у ней течет?..
Такой рейтинг регионов власть, конечно же, порадует. Чиновника из Кремля услышали и в Томске. Но не те, кто, по его мнению, доволен жизнью, а те, кому за этот самый порог явки положено отвечать. Теперь отвечают: один из пяти голосующих — это норма. Вполне себе легитимный мэр получился, за которым стоит меньше десятой части полумиллионного города.
Во времена предыдущих мэрских выборов народ, видимо, был более недовольным и потому ходил голосовать. В 2004-м, помнится, решать, быть или не быть Макарову мэром и дальше, явились больше половины томичей — процентов за шестьдесят. В 2009-м — около сорока и за сорок. Нынешние двадцать процентов меня, честно скажу, удивили. Вытянуть на этот порог удалось, видимо, только за счет студентов, голосующих в общагах под присмотром коменданта. Ну еще говорят, что СИЗО проголосовало в полном составе. Без эти принудительных мер уже не по голосованию за нужного кандидата, а просто по визиту на избирательный участок явка бы составила чуть больше 10 %.
12,5 % или 248 человек из почти двух тысяч избирателей проголосовали на участке, где я работала в комиссии. А чуть раньше — протопала ножками по всему участку, вручая пригласительные и избиркомовские газеты лично в руки. И выслушивая от народа все то, что в итоге вылилось в неявку.
Бабушка 40 лет живет в водокачке. Предполагаю, что никто из чиновников о существовании этой самой водокачки, построенной еще столетие назад на берегу Ушайки, даже не догадывается. И провалившаяся крыша, и отсутствие любых дорог и тропинок к этому жилью избирателя не взбаламутила чиновничье болото. Еще бы — это же не визит Патриарха, когда косить осеннюю пожухлую траву выгнали лично сотрудников районных администраций.
Весной во время паводка жители поселка Хромовка буквально закидали камнями тех, кто в рамках подворовых обходов явился к ним с советами, как избежать затопления. Главной достопримечательностью поселка и причиной этого самого затопления является снегоотвал. И вот буквально за пару недель до выборов и. о. мэра сообщает этим самым жителям, что свозить снег к ним будут и грядущей зимой тоже. Ибо больше некуда. Что — после этого кто-то реально рассчитывает, что эти люди пойдут на избирательные участки? Пойдут через разбитую автоторговцами дорогу и мимо столетних обещаний закрыть авторынок и засыпать болотины по пути шествия?
Раньше все эти многократно обманутые граждане просто бы проголосовали против всех. И при нынешнем списке кандидатов этот кандидат, скорее всего, победил бы. Помните, был такой случай в одном из районов области незадолго до отмены этой самой графы? Но право говорить «не верю всем вам» забрали. Выражать протест, перечеркивая бюллетени, и агитировать за это — запретили. Осталось одно — не пойти.
Автобус на Хромовке в минувшее воскресенье простоял час в ожидании тех, кто пожелает доехать до избирательного участка. Желающих не нашлось. И можно сколько угодно говорить себе и другим, что это все от счастливой и беззаботной жизни, но выборы следующего года в гордуму, наверняка, докажут обратное. Сколько же процентов должна составить явка, чтобы это поняли и те, кто играет с избирателями по придуманным для самих себя правилам?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора