Цель оправдывает средства
Вот начальник облдепартамента по высшему образованию Алексей Пушкаренко заявил на пресс-конференции, что ситуация с сотнями школьников, поступивших в вузы Томска только благодаря направлениям от мэрии или обладминистрации, вполне себе нормальная, и вузы, по его словам, тоже вполне довольны. И вот тут чиновник очень сильно лукавит. Ибо за целевиков, как оказалось, никакие нефтяники-газовики и прочие состоятельные организации давно уже не платят. А места под них выделяются из тех, что финансируются федеральным бюджетом. И в случае отсутствия целевиков вуз вполне бы мог набрать на них не двоечников, а тех, кому не хватило лишь пары баллов.
Отмечу, что большая часть наших граждан о целевом обучении детей в вузах имеет весьма далекое от реальности представление. Сами выпускники школ, впрочем, тоже. Из разговоров с абитуриентами становится понятно: они убеждены, что за целевиков платит «какой-нибудь «Газпром», и потом надо отрабатывать там, куда отправят». Развеивать эти мифы ни вузы, ни комитеты-департаменты, отвечающие за образование, не спешат. И это понятно. Ведь если школьники узнают, что направления, выдаваемые мэрией, администрацией района или области, вовсе не предполагают никакой отработки, но гарантируют заветное место на престижной специальности, то битва за эти целевые места начнется нешуточная. И тем, кто умудряется набрать на ЕГЭ минимум баллов, ловить в этом конкурсе умных будет просто нечего. Но цель-то именно такая — поступить должны нужные детки, несмотря на их весьма сомнительные успехи в учебе.
В общем-то, ситуация не нова. Об аналогичной лазейке на бюджетные места, позволяющей обойти общий конкурс, уже рассказали журналисты Башкирии, где на этой почве разгорелся огромный скандал, и Красноярска, где, как и в Томске, власти сочли такой подход нормой. В нашем городе такой же нормой считается отправить учиться в вузы сотни абитуриентов — только в ТПУ целевиков в этом году 143, из которых 37 выбрали, конечно же, самый высокобалльный институт природных ресурсов. 59 человек отправились в энергетический институт и 24 — на кибернетику.
Кто заказывает вузу этих спецов — отдельная тема. Сейчас существует два вида целевых направлений в зависимости от оснований их получения: высшими исполнительными органами власти совместно с Минобрнауки выделяются ежегодно квоты по целевому приему в высшие учебные заведения; предприятия и органы власти дают направления для целевой подготовки. То есть университеты просят выделить целевые места на обучение конкретных абитуриентов по определенной специальности. Для этого надо всего лишь прийти в органы местного самоуправления и подать заявление.
То есть целевой набор означает, что человек попадает на факультет, так сказать, автоматом. Формально по правилам вуза, конечно, существует конкурс, но очень маленький: один-два человека на место. То есть промахнуться мимо престижной специальности с направлением в кармане надо постараться.
Вот что об этом говорится на официальном сайте политеха: «Целевой прием в ТПУ осуществляется по договорам, заключенным между ТПУ и органами госвласти или органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля».
А теперь самое интересное: кого же заказывают органы власти или муниципалитета для себя? Вот, например прогремевший на всю страну Красноярск: администрация этого города заказала себе будущих чиновников со специальностями «Химия», «Журналистика», «Лингвистика», «Гостиничное дело», «Металлургия», «Бизнес-информатика». В аэрокосмическом университете администрация города заказала себе специалистов по направлениям «Техническая эксплуатация летательных аппаратов», а также «Ракетные комплексы и космонавтика». Проверку после начавшегося скандала обещает провести красноярская прокуратура.
Как обстоит дело у нас? Аналогично и даже веселее. Честнее всего поступает администрация Стрежевого. Информация о целевиках обнародована на ее сайте: ТГАСУ — один человек по специальности «Архитектура», один в ТГУ на «Юриспруденции», 13 педагогов для стрежевских школ должен подготовить ТГПУ и двоих по физкультуре — ТПУ. Ничего сомнительного, и даже выставлено достаточно жесткое условие: «К участию в городском конкурсе на целевые места допускаются лица, имеющие оценки не ниже «хорошо» по предметам вступительных испытаний в вузе на избранную специальность».
В Томске же найти информацию о целевиках крайне сложно. В мэрии уверяют — что-то подобное было и раньше, но заказывает город в основном медиков и педагогов. Правда, выяснить, кто именно занимается набором, где и как выдают направления школьникам, так и не удалось. И управление по молодежной политике, и управление по соцполитике от этого открестились. Никакой информации не содержит и сайт администрации города. Зато сайты вузов могут рассказать гораздо больше. Вот, например, ТПУ не скрывает, что у него заключены договоры на подготовку специалистов как для мэрии, так и для администрации Советского района отдельно.
А вот здесь опубликованы приказы о целевом зачислении с номерами договоров. Сопоставив, мы получаем интересную картину: по целевым направлением от мэрии были зачислены 46 человек, из них почти полтора десятка — в самый престижный институт природных ресурсов. Причем, четыре человека были отправлены учиться на специальность «Нефтегазовое дело». Кто-нибудь понимает зачем мэрии нефтяники?
Будущие чиновники обнаруживаются и на других специальностях: в институте кибернетки, в институте физики высоких технологий, в энергетическом и физико-техническом. Причем, практически все — с низкими баллами по ЕГЭ. Поступить на общих основаниях эти дети просто не могли. Судите сами: для поступления на нефтянку требовалось набрать 280 и более баллов, а среди поступивших целевиков мы видим 207. И заметим: эти 207 еще весьма неплохо, так как на такой же популярной специальности «Экология и природопользование» мы встречаем уже 149 баллов, а на «Оптотехнике» — 153, химики идут с баллами 146, 149. По сути, это означает одно: данные дети сдали единый госэкзамен, едва преодолев минимальный порог. И шансов поступить в какой-либо вуз у них просто не было.
Но это все анализ данных только по одному томскому вузу. Но и в других, думается, картина не лучше. Все помнят, что в конце весны мэрия сообщила о целевой подготовке педиатров для городских медучреждений. Данные об этом есть на сайте СибГМУ, правда, заказчиком значится область — департамент здравоохранения. Всего на специальность «Лечебное дело» по направлениям от этого департамента поступили 29 человек с баллами от 213 — при том, что проходной балл был 270. На «Педиатрию» взяли 19 человек с баллами от 170 при проходном в 257. Любопытство вызывает и статистика с сайта ТГУ, где на «Экономике» оказались целых шесть льготников, поступивших вообще вне конкурса, с баллами вдвое ниже проходного. Особенно впечатляют их результаты ЕГЭ по математике — от 24 до 40. Но с поступлением льготников, конечно, надо разбираться отдельно — это еще одна лазейка для очень ушлых, но не очень умных.
В итоге, сколько же всего таких «специалистов для себя» было заказано мэрией, администрациями районов и «белым» домом, начальник департамента по высшему профессиональному образованию Алексей Пушкаренко не озвучил. Но в целом ситуацию прокомментировал так: «По целевикам контрольных цифр не существует. Районы делают заявки, мы обобщаем, договариваемся с вузами, сколько мест они выделят. Иногда бывает, что сначала муниципалитеты запросили десять мест, а затем дали одного абитуриента. Зачем мэрии специалисты по нефтегазовому делу? Надо понимать, что в Томске зарегистрировано довольно много контор нефтегазового профиля, и они подают эти заявки. Люди приняты по целевому набору, но не для работы в мэрии, а для работы в соответствующих структурах города».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора