8 сентября, воскресенье
+10°$ 89,82
Прочтений: 7026

Откуда столько злости?

Хочешь испортить себе настроение — почитай комментарии к публикациям в Интернете. Не обязательно к своим статьям. Просто к новостям, просто к сообщениям, хоть сколько-нибудь задевающим чьи-то чувства или интересы. А уж если ты пишешь эти информации, заметки, аналитические статьи или являешься их героем, то берегись, готовь крепкие нервы и толстую броню.

Появляется, к примеру, на этом портале совсем невинная новость: томички решили устроить своеобразный марафон: на сто дней отказаться от брюк и ходить только в юбках или платьях. Молодые женщины с красивыми ногами, летом, в жару — казалось бы, улыбнуться и мысленно помахать рукой. Или хмыкнуть и равнодушно пожать плечами. Но нет, и тут вылезает злобный комментатор (стиль и орфография сохранены): «Ее бы в штаны да на завод, или на поле картоху копать. Бездельница. От нечего делать людям хренью мозги промывает... Так и хочется ей по голове залепить чтобы мозгом думала. Решила попиариться чтобы где то ее имя написали».

Нашелся мальчик, шесть дней блуждавший по тайге, похудевший, натерпевшийся страху. «Слава Богу! — говорят одни. — Спасибо всем, кто вел поиски! Поправляйся, пацан!» А другие, прочитав о том, что глава района подарил ребенку ноутбук, и что с ним хочет встретиться губернатор, скрипуче выводят свое: «Подростки нынче хитрые пошли. Теперь два десятка в лесу потеряется, чтобы ноутбук потом подарили». И по семье проехались: неблагополучная, мол, коли мать с тремя детьми в ней четыре тесячи рублей зарабатывает.

То же самое, помню, было, когда в марте в Москве искали девятилетнюю девочку: не доехала до дому и бродила по улицам из-за того, что не было денег на маршрутку. Сыпались и заявления о том, что «дети — они такие, ушлые, и неизвестно, что у нее на уме было», и обвинения родителям: почему, мол, в музыкальную школу она у них сама ездит? Как будто у нас каждый может няньку-гувернантку нанять для сопровождения ребенка!

А вспомните новости про девушку, которую искали не одну неделю волонтеры. Люди делали доброе дело, тратили на поиски время, силы и нервы, а кто-то, сидя в уютном домашнем кресле, нещадно поливал их грязью.

Высказался в «Угле зрения» на прошлой неделе о реформе РАН доктор физико-математических наук, директор института сильноточной электроники СО РАН Ратахин, по выражению тех, кто его знает, — трудяга. Так и тут наряду с серьезными размышлениями встречаются такие перлы, после которых, по предположению одного из дискутирующих, «г-на Ратахина на портал больше палкой не загонишь».

Если такое начинается при обсуждении «академических» (само слово — синоним выверенности и традиционности) вопросов, то что говорить о темах спорных, неоднозначных или тех, которые затрагивают «священных коров»? У-у, какой вой тут подымается! Тут тебя и ничтожеством в своей профессии представят, и по национальности пройдутся (еще и не угадав ее), и во всех смертных грехах обвинят.

Спорить? Отвечать? Но как спорить с «тремя буквами»? То есть ты, автор, открыт, на виду. Читатели знают не только твое имя, взгляды, но и могут при желании найти, где и что ты говорил раньше. А тот, кто пишет коменты, чаще всего скрыт за ником, по сути — анонимен. Из-за своего щита-аватарки он мечет ядовитые стрелы, не просто язвит, а… ух! — хочется сказать глаголом кратким, не то чтобы нецензурным, но непарламентским.

Словно добивается того, чтобы потом другие на это закиданное и дурно пахнущее поле и ступить не захотели. Руководитель одного из томских новостных сайтов как-то рассказывал, что пока не ввели на своем сайте обязательную регистрацию и модерирование, с ними даже рекламодатели стали отказываться сотрудничать. Мол, там у вас такое… — и выразительно поводили носами. Да ладно, нам, профессионалам, не привыкать. Мы знаем, что на чужой роток не накинешь платок, что брань на вороту не виснет, и что чужой рот — не огород, не приставишь ворот.

Что касается автора этих строк, то я достаточно работала над собой, чтобы не вздрагивать при виде или чтении каких-то выплесков несчастных озлобленных человечков. А вот новичков и героев публикаций бывает жаль. Особенно, если речь идет о людях, которые не сядут за компьютер и не станут отвечать через Интернет на поклепы в их адрес — ну не на их поле эта игра!

Что, мама мальчика Ромы из деревни Гарь, окрещенная за ее мизерную зарплату «неблагополучной», забросив корову, войдет в Сеть и будет отвечать? Или гардеробщица, ветеран труда области, что приезжала в Томск из Стрежевого, чтобы вместе с сыном забрать его дочь, свою внучку? Или водитель из Нового Васюгана, отец которого прошлой осенью, обороняя на безлюдной трассе себя и сына от «мутных» ЧОПовцев, нанес одному из охранников смертельное ранение из ружья? Еще до сих пор длится следствие, а сонмы комментаторов моментально вынесли свой вердикт: «Алкашня за рулем! Пьянчуги деревенские! Наказать уродов!»

Иногда, читая, пытаюсь представить человека, который, стуча по клавиатуре, шлет в пространство такие послания. Почему-то кажется, что он обязательно жалкий, маленький и бледный от ночных бдений в Сети. И еще он напоминает мне мрачную седую тетку, которая, встретив трех идущих с мороженым и счастливо смеющихся слинго-мамочек (полугодовалые младенцы спали у каждой на груди), злобно прошипела: «Чтоб вас так раскорячило!»

Сильные люди великодушны. Они радуются успеху другого, грустят в случае его неудач, не спешат выносить приговор и умеют прощать. Но лучше всего об этом сказано в очень древней книге: не судите и не судимы будете. Как же эти слова актуальны для нас сегодня!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также