6 июня, пятница
+26°$ 79,13
Прочтений: 3476

Не хотим быть иностранными агентами!

Осенью, скорее всего, моей «Ласточки» не станет. Хожу по учреждениям, сдаю документы на закрытие Правового информационного центра коренных малочисленных народов Севера Томской области «Коголика» (с селькупского — «Ласточка»). Мы — некоммерческая организация, НКО, поэтому «закон об иностранных агентах» относится к нам напрямую.

Я связана с НКО с 17 лет, сейчас мне 30. С каким желанием мы начинали деятельность нашего центра! Вместе с ассоциацией коренных малочисленных народов Севера мы проводили культурные мероприятия. Вывезли в Томск детский эвенкийский ансамбль из Верхнекетского района. Он до этого никогда не выезжал, выступал только у себя в районе. Оттуда же, из Белого Яра, в прошлом году привезли в Томск для выступления в Горсаду поющих бабушек — старейшин-эвенков. Организовывали для хантыйской, селькупской, эвенкийской молодежи сбор под Томском, арендовав для этого коттедж за городом.

Планомерно и регулярно вели рассылку информации. Знакомили коренных жителей в райцентрах и поселках области с новостями по правовым вопросам, изменениям в законодательстве, связанным с рыболовством, пользованием лесными ресурсами. Нет, не по Сети. Сейчас, конечно, 21-й век, и все привыкли, что в каждом доме есть Интернет. Но это только здесь, в городе. А на севере есть поселки по 300 жителей, такие, как Напас. Бывает, что в поселке один телефон, и тот в администрации стоит. Какой там Интернет! Тот, у кого есть спутниковая тарелка, еще может себе как-то что-то подключить.

Поэтому с 2006 года верстали и распечатывали то в типографии, то просто на принтере небольшой бюллетень «Новости Коголики» и рассылали в почтовых конвертах. Отправляли в администрации, в библиотеки, по списку адресов нашим активистам. А уже они распространяли дальше, передавали односельчанам — охотникам, рыбакам. У нас была молодежная рассылка, где мы писали о конкурсах, о грантах для поступления в вузы — российские и зарубежные, на бесплатной основе, со стипендиями.

Люди так ждали этих новостей! Даже если они приходили с опозданием на две недели, для них это были новости.

Вели подборку по новостям культуры. Мы хорошо работали с Парабелью, с их сильным центром селькупской культуры. Вместе с ними записали частушки и издали сборник параллельных текстов — на селькупском и на русском, чтобы люди могли изучать язык своих предков. Рылись в архивах, искали историю родов, помогая людям подтвердить их происхождение. К примеру, очень плодотворно работали с администрацией Тегульдетского района. Там решали такую проблему: целой группе коренных жителей через суд надо было доказать, что они являются представителями северной народности «чулымцы». Когда-то при советской власти их по непонятной причине совершенно неверно записали хакасами.

Из поселков нам писали: осветите еще такой вопрос, нам нужна такая-то помощь, то есть была обратная связь. Мы видели, что делаем нужное дело. «Мы» — это пять волонтеров-добровольцев и три человека, работавших на постоянной основе. В НКО идут не для того, чтобы заработать. Если ты общественник, то денег у тебя никогда не будет, это факт. Зарплата может быть, но такая, что не превышает прожиточного мнимума. Грантодатель дает тебе деньги на проект и при этом всегда оговаривает: «На зарплату вы можете потратить не выше такой-то суммы». Двадцать тысяч в месяц на трех штатных работников — это много? А с этих денег каждый должен еще свой подоходный налог заплатить. Чаще же даются средства только на проведение какого-то мероприятия и на поддержку самой организации (аренда офиса, телефон, Интернет). Так живет НКО.

Грантодателями у нас были разные фонды. Поначалу мы работали в основном за счет иностранных фондов, а в 2009-2011-м получали гранты уже в России. Я занималась составлением заявок, а потому знаю: пишешь целыми сутками, отошлешь в десять мест, из них в двух выиграешь грант. В среднем так. Мы получали гранты от IWGIA — это международная рабочая группа по делам коренных народов (базируется в Дании), получали грант по линии ООН на издание первого электронного учебника и словаря эвенкийского языка. В состав диска входила даже игра.

С 2010 года начались препятствия со стороны российского законодательства. По принятым в последние годы законам иностранный фонд, поддерживающий НКО в России, должен с этих средств платить налоги. Это нонсенс, нигде в мире такого нет — а я много ездила и сравнивала. Поддержка НКО — это помощь, благотворительность. Все НКО подавали заявки на иностранные гранты и надеялись на их получение. Ведь проблемы, скажем, Арктики, экологии или сохранения самобытной культуры во всем ее разнообразии — это не проблемы какой-то одной страны. Потом список организаций, которые имеют право давать деньги российским общественникам и не платить при этом налоги, был сильно урезан постановлением правительства.

Теперь же, если ты получишь финансирование из-за рубежа, то будешь не делом заниматься, а целыми днями писать отчеты. И быть постоянно под угрозой наказания за то, что чего-то не сделал, не учел. За «три копейки» у тебя всю душу вынут. То же самое у моих коллег в других регионах: стараются, стремятся, а их за это еще и шпыняют. «Иностранные агенты» из коренных жителей Сахалина или Камчатки — это же бред! Уж если природные парки, которые получали иностранные деньги, назвали иностранными агентами, — куда дальше!

А российских фондов, готовых поддержать НКО, считанные единицы. Пять-шесть федеральных фондов объявляют конкурсы по определенной тематике. Заявки им пишут тысячи. И мы, коренные народы, с нашими нуждами никогда не будем в приоритете. Потому и приняли решение о закрытии «Коголики». Останется областное отделение ассоциации КМНС плюс общины в северных поселках, их не трогают. Но жить им без информации будет труднее.

Жаль. Обидно. Когда я выезжаю за рубеж, когда наблюдаю, как живут там коренные народы, и как поддерживают НКО, вижу просто огромную разницу. В Европе, Северной Америке правительства поддерживают НКО: пожалуйста, работайте на здоровье. Норвегия — их северяне-саамы живут просто превосходно. Индейцы Канады добились уважения к себе и своего места в обществе. Вспомните открытие Олимпиады в Ванкувере! В ходе церемонии на арену стадиона в национальных костюмах, с достоинством вышли вожди четырех крупнейших индейских племен. Я сидела у телевизора и подпрыгивала в восторге: один из них — отец моего знакомого Джейкоба Рой Претта. У индейца племени дакота Джейкоба есть свое имя, данное ему при рождении: Вамбадичи-стина, что означает «Маленький дом». Участие в церемонии открытия — это не показуха, а дань уважения коренным народам.

Бывает, вместе с коллегами из других стран занимаемся какими-то проектами, подготовкой международных документов и рекомендаций к правительствам. И они всегда спрашивают: «Как вы работаете? Мы не понимаем, как вы живете? И на что живете?». За рубежом заниматься какой-то деятельностью в НКО — очень благородная миссия, уважаемая обществом. А у нас клеймо навешивают.

Что впереди? У нас больше года нет проектов, под которые давалось бы финансирование. Но мы по-прежнему будем помогать общинам через ассоциацию КМНС. Правда, придется еще сократить объем рассылки, урезать число адресатов.

На все требуются деньги. И мы не сможем организовывать культурные программы так, как это делали прежде. Ведь, чтобы привезти сюда ансамбль из Верхнекетского района, нужны большие деньги: билеты на поезд, проживание, аренда концертной площадки, музыкального оборудования.

А о приглашении на какое-то областное мероприятие группу александровцев или жителей Нового Васюгана вообще речи нет. Для каждого человека билет туда-обратно самолетом с организацией проживания будет стоить под двадцать тысяч. Мы это и раньше не могли себе позволить, а сейчас и подавно. А ведь в области живут очень интересные люди, живут немногие сохранившиеся носители языка.

Грустно. Мы понимаем, что наша деятельность нужна. Люди просят не закрываться. Кто по их просьбе пойдет в администрацию, чтобы представить их интересы? Переживаем за них, разбросанных по таежным поселкам. Однако выхода нет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также