В списках не значился
Три года назад, отдавая на откуп регионам право самостоятельно распределять путевки, федерация рассчитывала в первую очередь на то, что детский отдыха станет детям доступнее. Ведь не секрет, что под прежнюю схему финансирования через фонд социального страхования не попадали и дети военнослужащих и милиционеров, и дети индивидуальных предпринимателей, даже если последние справно платят все положенные взносы. Именно поэтому было решено, что на местах виднее, кто больше нуждается в путевках, и право распределения было отдано в регионы.
В Томской области все путевки поделены были на две части. Первая — это путевки для детей-сирот и находящихся под опекой, для детдомовцев и «трудных» подростков, а также путевки в санатории. И единственная проблема здесь — это недовольство родителей предложенным лагерем. Выбора, надо сказать, особо не предоставляют. Ну, типа, нищие пусть и этому радуются.
А все другие родители должны получать путевки через муниципалитеты. И если можно предположить, что в районах области никаких нареканий подобная схема не вызывает, ведь спрос на лагеря в Томске у деревенских детей невысок, то в городе ситуация принципиально другая.
Третий год департамент образования Томска не может наладить раздачу сертификатов. В прошлом году у кабинетов так называемого «оператора летнего отдыха» — «Хобби-центра» — с раннего утра выстроилась огромная очередь. С открытием центра она превратилась в бурлящую и вопящую толпу. Помните очереди времен перестройки, особенно за алкоголем? Вот нечто подобное, с выкручиванием рук, выталкиванием соседа и базарными склоками можно было наблюдать и здесь. Те, кто счел такую раздачу путевок унизительной, понаблюдав со стороны, уходили. А путевок не оставалось уже через два часа.
В этом году механизм раздачи изменили. Вроде как даже улучшили. То есть перенесли в Интернет. Результат оказался предсказуемым: сервер обрушился под потоком желающих получить сертификат уже через десять минут. А когда заработал, выяснилось: халява закончилась. Но чиновников в проведении экспериментов это не остановило.
Инновации в этой сфере мэрия продолжила внедрять. Так, начиная с этого года, все без исключения муниципальные лагеря, то есть те, в которых родители платят лишь пару тысяч рублей от полной стоимости путевки, принимают детей только по спискам. Что это значит? А то, что, если ребенок не посещает кружки «Хобби-центра» или ДТЮ, он не может претендовать на отдых в любимом лагере.
Любопытнейшая история приключилась со старейшим и вполне себе уважаемым Постом № 1. На протяжении многих десятилетий в военно-патриотическую смену этого лагеря набирали детей из штаба поста и всех мальчишек-девчонок, увлеченных «военкой». Нынче посторонним вход сюда воспрещен. Предыдущий стаж не засчитывается, опыт и физическая подготовка — тоже. Главное условие — числиться в списках некой «Памяти». После длительного разбирательства с трудом удалось выяснить следующее: это нечто вроде тимуровского движения. Только не дрова ветеранам колоть требовалось, а участвовать в песнях-плясках-парадах, и (вдумайтесь в официальный комментарий организатора) проявлять уважение к героям войны. Вопрос, выдают ли герои справку о полученной дозе уважения, почему-то остался без ответа.
Вот замначальника городского департамента образования Максим Савенков поясняет: да, муниципальные лагеря закреплены за разными центрами и дворцами и потому сами решают, кого им принимать, «левых» детей могут не брать. Чиновник убеждает: это не просто законно, но и вполне нормально. Фразы о бюджетном финансировании, дискриминации, устроенной чиновниками в отношении десятков тысяч остальных детей, отлетают от него, как от стенки. Правда, выход для тех, кто в списках не значится, он все же предлагает: например, вместо военной смены поехать на танцевальную. Словом туда, где будет недобор «своих».
Стоит заметить, что еще три года назад чиновники признавались: такой механизм распределения средств и путевок неидеален. Идеально раздавать родителям сертификаты на сумму предусмотренную бюджетным финансированием. А они уже сами смогут решать, отправить ребенка на эти деньги в лагерь под Томском или доплачивать и ехать, куда пожелают. Однако позиция власти верховной в лице тогдашнего замгубернатора по социалке была иной: заполнять надо только томские лагеря. Это тоже понятно, ведь если томским «Кострам» и «Космонавтам» создать конкуренцию, кто же туда поедет.
Поднимаем новости из детских лагерей от 2009 года: дети мерзнут в первом сезоне, нет горячей воды, в душ пускают раз в три дня, личные вещи отбирают при заселении. Ассоциации у всех могут возникнуть разные, но на место для детского отдыха это точно не похоже. Год 2010-й: снова скандалы из-за отопления, воды, питания... Но на фоне заявлений о срочной закупке бойлеров и обогревателей уже звучит иное: это невыгодно. И потому не закупают, отделываясь аналогичными ежегодными обещаниями. А при приемке лагерей на это внимание просто никто не обращает, равно как и при последующем включении лагерей в списки тех, куда покупает путевки мэрия.
Между прочим, выяснить принцип, по которому выбираются эти счастливчики, не удалось. Но никаких опросов родителей департамент образования не проводит, скандалы, которые звучат в СМИ, тоже роли не играют. И заложниками этой дикой ситуации остаются дети из семей, где родители не могут просто вытащить из кармана 15-20 тысяч рублей.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора