2 апреля, среда
0°$ 84,87
Прочтений: 4730

Про деньги и стулья

Начиная с ближайшей субботы, за поездку в маршрутке мы будем платить 15 рублей, а за билет в трамвае или троллейбусе — 10. Решение в целом было ожидаемым: о необходимости роста тарифов на проезд начали говорить года полтора назад. Тем не менее, новость о подписании постановления вызвала волну гневных комментариев и в адрес перевозчиков, и в адрес городских властей. «Если качество перевозок не растет, то за что платить больше?» — вопрошает возмущенная общественность.

Аргументов об инфляции, росте цен на запчасти и ГСМ, необходимости замены парка и трехлетнем сдерживании тарифа среднестатистический пассажир будто бы не замечает. И это объяснимо. Горожане не забыли истории с предыдущим повышением цен в 2009 году. Тогда частные перевозчики декларировали простую логику: утром — деньги, вечером — стулья. То бишь, повысьте тариф, и будет вам счастье: кондукторы в салонах появятся, шансон исчезнет, а график движения начнет выполнятся вне зависимости от времени суток. На практике все это оказалось блефом, который, впрочем, теперь сыграл с предпринимателями злую шутку. Любые аргументы о малой доходности их бизнеса легко разбивались доводом о непрозрачности их доходов.

Нынешняя ситуация вроде бы копирует историю трехлетней давности. Так во всяком случае кажется пассажирам. А вот в среде перевозчиков разницу чувствуют. В обмен на рост тарифа власти на этот раз навязывают им очень тяжелое условие — объединение по принципу «один маршрут — один перевозчик». По роду деятельности мне неоднократно доводилось беседовать с представителями маршрутного бизнеса. Так вот, объединения, как оказалось, они боятся настолько, что даже поднятие тарифа перестает для них быть таким уж желанным пряником. Некоторые предпочли и вовсе уйти из городских пассажирских перевозок, лишь бы не идти в «колхоз».

Страх перед объединением, очевидно, имеет двойственную природу.

Нынешний среднестатистический перевозчик — это частный предприниматель, владеющим одним-двумя автобусами. И для него принять новые порядки означает «идти под кого-то», потерять независимость. Вторая причина — опасение ужесточения контроля. Например, уже сейчас федеральное законодательство обязывает власти ставить весь городской пассажирский транспорт на контроль через ГЛОНАСС-навигацию. Мелкие частники под формальными предлогами это требование пока игнорируют. Укрупненному предприятию сделать это будет невозможно — контроль через ГЛОНАСС прописан в новом договоре.

В то же время решение о повышении тарифа уже принято. А процесс объединения до конца завершился лишь на одном маршруте из существующих 35. Остальные вроде бы пообещали сделать это до конца лета. Естественных мотивов объединятся у предпринимателей не наблюдается, так что будет удивительно, если к августу мы действительно получим 35 объединений. С другой стороны, и тариф мэрия подняла не так высоко, как хотелось бы перевозчикам. Возможно, власти пообещали им рассмотреть возможность дальнейшего роста цен в случае выполнения обещания об объединении.

Приведет ли создание машрутных «колхозов» к росту качества обслуживания? Возможно, окажусь в меньшинстве, но мне кажется, что вполне может привести. Корень всех зол в существующей системе частных пассажирских перевозок кроется в отсутствии единоначалия на маршруте. Бригадиры де юре являются обычными перевозчиками, их возможности требовать от коллег чего бы то ни было крайне ограничены. Объединение же предусматривает, что у каждого маршрута появится «ответственный за все» : либо директор предприятия, либо организатор перевозок. Эти фигуры будут наделены правом наказывать тех, кто работает плохо, и необходимостью отвечать за бардак на маршруте перед контролирующими инстанциями.

Логично предположить, что порядка со временем станет побольше. Лишь бы чиновники не забыли, что конечной целью реформы все-таки должно стать не объединение само по себе, а повышение качества работы пассажирского транспорта: соблюдением графика движения, правил дорожного движения, появление кондукторов, отсутствие хамства со стороны водителей. И, если ситуация со всем этим в ближайшие месяцы останется прежней, то рядовой пассажир снова будет чувствовать, что заплатил деньги вперед, а стулья так и не получил.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также