26 июня, среда
+30°$ 87,28
Прочтений: 8553

Мэрский «незачот»

На прошлой неделе губернатор Сергей Жвачкин выступал с отчетом перед областной думой. На самом деле, это был, конечно, не отчет, потому что отчитываются перед теми, от кого зависишь. Доклад, послание — что угодно... Даже приговор. Многие именно его услышали в той части выступления губернатора, где он говорил про областной центр.

«Избиение младенцев» случилось в канун Дня защиты детей. 30 мая в своем докладе губернатор практически растерзал всю городскую политику, а в кулуарах один из его самых «приближенных к телу» заместителей прямым текстом говорил, что он думает о действующем градоначальнике. Без матов, но громко. Многие слышали.

Конечно, тот факт, что Николаю Алексеевичу таки не удалось «понравиться» Сергею Анатольевичу, широко известен: не сложились у них отношения. Напомним: приехав в Томск, Сергей Жвачкин, по его собственным словам, целый месяц гулял и наблюдал. Нагулял много негативных эмоций и высказал их вслух. Николайчук какое-то время ходил грустный, но потом стал давать интервью и рассказывать, что губернатор его «услышал». Еще потом была история с мэрской машиной, «аномально снежная зима», аномально-экстремальное зарастание мусором и много чего еще...

Но, прежде чем перейти к последним событиям, обратимся к предыстории. Виктор Кресс к Николайчуку относился как к родному... Нет, скорее, приемному и не слишком удачному сыну. Самолично его на кресло посадил — объясняя это тем, что «никто особо не рвался». А если уж прямо говорить, не хотелось губернатору иметь, пардон, шило в заднице — самостоятельного мэра Томска. Макарова хватило по горло. Николайчук, ставший градоначальником исключительно благодаря административному ресурсу (и специальному «умному» закону, наделившему правом голоса иногородних студентов) на самостоятельность не претендовал и охотно стал «замом губернатора по городу». До поры это его устраивало.

Но постепенно в Томске накапливался громадный клубок проблем. Справиться с ними Николайчук уже не мог. Изменить отношения с губернатором, которого де-факто признал своим прямым начальником, не мог тем более. Появление новой метлы давало шанс на перезагрузку — и даже на пересмотр межбюджетных отношений, на что первоначально вроде бы намекал Сергей Жвачкин. Хотя и раздраконил мэра за отвратный вид города. Мол, какие-такие нужны средства, чтоб газоны не криво стричь.

Тут, имхо, губернатор не совсем прав. На газоны тоже деньги надо. Но это такая мелочь по сравнению с ливневками, мостами, инженерными сетями, очистными (мощности на исходе), кладбищем («мест» в Воронине осталось до нынешней осени), капремонтом школ, дорогами, локальными котельными и далее по списку. Как итог — в Томске без ужаса можно смотреть на несколько улиц, остальное — жуть. Город-бомж, как написал в Сети кто-то из бывших томичей, тоже, подобно Жвачкину, не бывавший в «Сибирских Афинах» десяток лет. В чем дело?

Причины, думается, две. Первая. Столице области в самом деле сильно не хватает средств. В постмакаровский период область посадила Томск на очень короткий бюджетный поводок. Гораздо короче, чем федерация — регион. Одиннадцать копеек с рубля городские финансисты давно считают за счастье. Дают и девять, и восемь! Потом спускают, конечно, трансферты, но это деньги меченые, целевые.

Второе. Не все вопросы решаются рублем. Более, чем денег, Томску стало не хватать уважения к своему градоначальнику. Как у классика: «Он пугает, а никто не боится». Даже собственные подчиненные, не говоря уже о томичах... Макарову порой было достаточно постучать кулаком на планерке, чтобы все забегали-забегали. Все-таки чиновники опального экс-мэра опасались.

Народ же нет-нет, да и вспомнит добрым словом. Особенно в последнее время, когда в Томске все стало откровенно валиться. И дороги-де при Макарове лучше были, и летние кафе расцветали, и озеленением занимались. Что характерно: все правда. Виноват в этом Николайчук или нет? А шут его знает. Но за порядок в городе отвечает мэр. А если не в состоянии... Ну что ж. Можно попроситься в отставку. Можно ринуться в борьбу. Но вот только кто будет стоять за плечами? И не выстрелят ли в спину? Увы, за годы мэрства ни макаровского авторитета, ни макаровской харизмы Николайчук не приобрел. Хотя говорить вроде научился достаточно красиво.

Взять хотя бы коронную фразу его нынешнего отчета. Сразу видно, что Николай Алексеевич тщательно готовился, и его знаменитое «мне скучно одному отвечать за дороги» отнюдь не экспромт. Кто-то из спичрайтеров молодец, но шедевр пропал втуне. Как уже говорилось выше, в зале не было губернатора. Ну не ради же Шатурного блистал остроумием мэр.

Жвачкин не приехал уже второй раз. В прошлом году главную городскую тусовку года губернатор тоже презрел, но с содержательной частью ознакомился оперативно и с тех пор то и дело регулярно иронизирует над планами в формате 3.0. Вот и нынче помянул — вкупе с левобережкой и третьим мостом. Мол, лучше бы что полезное построил. Переезды, к примеру.

Еще раз имхо, но и тут я бы с Сергеем Анатольевичем поспорила. Левобережка и переезды — одно, а 3.0 и «дорожная карта по муниципальным стандартам» — совсем другая песня. Из разряда бла-бла-бла, второе место на конкурсе самых чистых городов России, самая длинная в мире скамейка, синекура в Агентстве развития города для гарного хлопца Cергея Градировского, «васюганский кальмар» его соратника Сергея Желтова etc.

Эта веселая компания проехала уже немало городов и весей. Периодически их откуда-нибудь с треском выгоняют, после чего они рассказывают, что территория бесперспективна. Постмодернисты, в общем. В Томске, которому ребята нарисовали лестную перспективу постиндустриального города, они удачно совпали про фазе с Денисом Молотковым, «главным по тарелочкам» в муниципалитете. Заммэра по инновационной политике теперь цитирует их мудрые мысли на «Инновусе» и платит зп. Сотрудничают они и в реализации проекта «Томские остановки», особенностью которого является не только наличие ГЛОНАССа, но и применение баснословно дорогого стекла. Доказательств у меня нет, и поэтому я не буду озвучивать имя владельца заводика по его производству.

Недоумение по поводу этого странного проекта выражали не только «оппозиционеры», но и прокуратура, удивившаяся, что городской землей может распоряжаться кто-либо, кроме мэрии. Насчет коррупционной составляющей тоже можно бы поразмышлять. Но кто это будет делать?

После вопроса явно зияло многоточие, но в четверг губернатор заявил буквально следующее: «Только слепой не видит проблемы с остановками. В их организации нет никакой системы. Процитирую ГОСТ: «Остановочный пункт общественного пассажирского транспорта — это комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств». В ГОСТе нет шашлычных, блинных и ларьков!»

Не будем пересказывать отчет губернатора: он выложен в Сети. Мусор, озеленение... В вопросах депутатов вновь возникли мосты и дороги. Наконец, резюме: «Возможно, для руководства города все это звучит не так завлекательно, как проект «Томск 3.0», скоростной трамвай или наполеоновские планы по освоению левобережья. Но это именно те проблемы благоустройства, которые волнуют томичей и которые на сегодняшний день не решаются».

Траурный марш Шопена и цветы на мэрский «Экус». Впрочем, Николай Николайчук так просто сдаваться не намерен. «Я уверен, что у губернатора есть какое-то видение политического будущего каждого из политиков Томской области, но это видение губернатора... Решение о том, как будет развиваться моя политическая судьба, буду принимать лично я на основании тех факторов, которые сегодня складываются вокруг меня и администрации города», — заявил мэр ТВ2.

Значит, война? Для города это, пожалуй, наихудший сценарий. Закончится ли она примирением сторон, досрочным уходом градоначальника, или дело дойдет до тяжелой артиллерии (говорят, у «товарища майора» на каждого заметного деятеля есть особая папочка), кто знает... Может быть, мэру разрешат «досидеть» свой срок в кресле, а управлять городом станут в «ручном режиме» из БД. Время покажет. По большому счету, терять нам нечего. Наверное.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также