26 июня, среда
+30°$ 87,28
Прочтений: 6892

Легко быть добрым за чужой счет

Вчера городские депутаты вновь подняли тему роста тарифов в городском транспорте. Точнее, некоторых «народных избранников» возмутило, что в головах у (опять же) некоторых журналистов «смешались в кучу кони, люди». В итоге горожане решили, что думцы дали добро на повышение цены проезда в маршрутках, а они на самом деле не давали. Заметим: в принципе их могли не спрашивать, так как городская дума по собственной воле делегировала право командовать тарифами муниципалитету. Однако дистанцироваться все равно не получается, и депутаты неминуемо влазят в это «грязное дело».

Кто бы что ни говорил, всем ясно: цена проезда и в маршрутках, и в муниципальном электротранспорте вырастет. Ну просто потому, что не может держаться отдельно взятый тариф среди общего роста цен на все и вся. Даже ребенку понятно, что инфляция у нас не шесть и не семь процентов, как уверяет официальная статистика. То есть, может быть, с учетом стабильности цен на элитную московскую недвижимость и автомобили представительского класса так оно и есть. Но «инфляция для бедных» оперирует совсем другими цифрами. Любая хозяйка скажет, что, оставляя на кассе супермаркета 500 рублей, она уносит пакет значительно меньшего объема, нежели год назад. «Подтянулась» отсроченная в связи с президентскими выборами коммуналка (и это еще цветочки по сравнению с «ягодками» в виде ОДН на воду и тепло!), повысила цены РЖД — что для томичей, впрочем, скоро будет совсем не актуально... И, само собой, выросли цены на бензин и запчасти.

Да и жизненный уровень населения с последнего повышения транспортных тарифов все-таки подрос, у отдельных категорий — значительно. А потому цену поднимать не только «нуно», но и «моно». Тем более что у мэра не за горами выборы, и если проезд не подоражает сейчас, тариф надо будет держать до самых «послевыборов».

Ныне же Николайчук поступает так, будто рассчитывает не только пойти на следующий срок, но и выиграть гонку. То есть легко раздает популистские обещания и строит более-менее бессмысленные проекты. Чего стоит затея с очередной заменой всех остановочных комплексов на новые. Зачем на остановках Wi-Fi? Это намек на то, что скоро мы, как в былые времена, будем ждать транспорт по полчаса и более?

Но если бесплатный Интернет на остановках и транспорте — это просто пиар, то манипулирование отдельными категориями избирателей в ущерб другим — явный прицел на предвыборные игры. Недавно мэр встретился с городским советом ветеранов, клятвенно пообещав, что льготный проезд в маршрутке для пенсионеров сохранится. Причем подавалось это так, будто он если не сам доплачивает этой категории пассажиров, то, как минимум, сохраняет для них строку в бюджете. Ничего подобного: затраты ложатся на бизнес, и в том числе «пенсионным» льготам мы обязаны жалобами со стороны маршрутников. Некоторые из них утверждают, что за пенсионные восемь рублей ездит до трети пассажиров. По моим наблюдениям, это преувеличение. А вот на четверть — соглашусь, не глядя. То есть отказ от «возрастной» льготы уже может понизить на 125 % предполагаемую цену проезда!

Понимаю, что замахиваюсь на «святое». Прекрасно представляю, каких комментов надо ждать. Обвинение в неуважении к старшему поколению — самое мягкое из возможных. А потому на всякий случай, если моего фото недостаточно, сообщаю: увы, я где-то как-то к нему приближаюсь. Если бы не этот прискорбный факт, никогда бы не решилась высказывать такие крамольные идеи.

А они заключаются в следующем. Прекратить заигрывание с электоратом за чужой счет. Непосредственно — перевозчиков. Опосредованно — пассажиров. Все пенсионеры вовсе не нуждаются в таком щедром подарке со стороны городских властей. (Ключевое слово — «все»). Если бы, скажем, мэр и его заместители, ездили в маршрутках, они бы наверняка заметили, что слова «задняя, за восемь» чаще всего звучат в час пик. Зловредные пенсионеры не понимают, что в это время лучше пересидеть дома? Да нет! Они просто возвращаются с работы. Не так уж редко среди них можно увидеть дам в дорогих норковых шубах, сумочках из натуральной кожи ценой в полторы средних пенсии... Чиновницы из администраций разного уровня, госслужащие из многочисленных федеральных структур, налоговые инспекторы и иже с ними — обладательницы «спецпенсий» и зарплат с хорошей выслугой. Ни разу не видела, чтобы кто-то из них застеснялся своей норки и подал 12 рублей.

Возникает вопрос: зачем «помогать» тем, кто ни в какой помощи не нуждается? Тема адресности льгот муссируется уже столько лет, сколько безадресные льготы существуют. При этом, желая угодить электорату, плодятся и размножаются все новые виды «вспомоществования». Причем куча льгот и льготочек имеют настолько мизерный размер, что для отдельно взятого человека и роли-то никакой не играют! (Первое, что приходит в голову — 200 рублей в месяц для беременных из малообеспеченных семей «на молоко»). Но в масштабах области или даже города набегают сумасшедшие деньги. Или взять те же детские сады. Почему мизерная плата устанавливается для всех родителей, даже тех, кто в Европе замучился бы платить налог на роскошь?

Вопрос риторический, ибо в большинстве случаев правила игры устанавливаются не на уровне города или даже региона. Федерация сказала — «бурундук- птичка». Но тарифы в городском транспорте — его же, города, епархия. И сказать: «давайте будем помогать только тем, кто действительно нуждается, а не всем подряд» — вполне в компетенции муниципальных властей. Льгота это не медаль за выслугу лет. И раздавать их по принципу «как бы никого не обидеть» неприемлемо. Тем более — зарабатывать на чужих деньгах свой собственный политический капитал.

А помогать пенсионерам мэрии, конечно, никто не запрещает. Если есть лишнее — всем подряд, как сейчас: и тем, у кого пенсия семь тысяч, и 27. Одиноким старичкам (которые очень редко ездят в маршрутках) и собственным чиновникам. Проводите это тогда статьей в бюджете, просите область добавить с барского плеча... По крайней мере, это заставит задуматься: убрали же льготу на проезд в электричке всем подряд, запросив документы о владении «мичуринским» участком. А когда деньги чужие, легко и просто быть добрым.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также