Смесь коммерции и пиара
Сто лет назад поэт Андрей Белый писал, что культура — это пересечение, встреча эстетики и философии, истории и этнографии, религии и общественности. Широкий, философский взгляд на вещи. Сегодня, похоже, культура — это перекресток, где сталкиваются, сшибаются, встречаются, соседствуют пиар и политика, искусство и коммерция, социология и экономика. По крайней мере, именно как продукт смешения этих «пестрых глав» культура доходит до своего потребителя.
Включаешь телевизор или заходишь в Интернет, а там Pussy Riot и Путин, Депардье и Путин. И в таком количестве, что невольно начинаешь думать, что российская власть, исчерпав ресурсы собственно политического пиара, кинулась в объятия культуры, чтобы поправить свой имидж.
Приходишь в краеведческий музей, где ожидаешь встретить пересечение истории с этнографией, но видишь все то же — конгломерат искусства и политики. Я говорю не только о самой выставке Никаса Сафронова «Реки текут», где представлены портреты медийных лиц, в том числе и политический деятелей, но и о презентации.
Впервые с момента своей инагруации на культурное мероприятие пришел губернатор Сергей Жвачкин. Почему выставка московской знаменитости, гения самопиара, как его величают столичные арт-критики, привлекла политика? Хотел ненавязчиво дать понять населению, что он не чужд искусству? Оказалось все проще: они друзья с Сафроновым, уже лет пятнадцать знакомы, и это именно Сергей Анатольевич пригласил в Томск Николая Степановича (он же Никас), чтобы «порадовать томичей искусством». Завершающая фраза приветственной речи и вовсе обескуражила: «Спасибо, Никас, что приехал в Томск, а не к Алену Делону». Да уж, приехали. Непонятно, кто за счет кого делает пиар, и кто в чьих лучах славы греется.
Но есть еще один аспект у этого культурного события. Дело в том, что выставка Никаса — не просто подарок томичам, это и завершающий аккорд в праздновании 90-летия областного краеведческого музея. А это уже идет по разряду государственной политики в области культуры. Сделать культурные блага максимально доступными для всех граждан — в этом она и заключается. Конечно, не только в этом. Но доступность стоит на первом месте. И надо сказать, миссия-то эта благородная. Даже конституционная.
Ради этой миссии государство привлекло бизнес (без спонсорских денег привезти выставку из другого города, тем более столичного, невозможно). А что в итоге? Ориентиры сбиты, налицо подмена тезиса, как говорят философы. Если областная власть считает творчество Сафронова высоким искусством, то в каком же ряду осознавать себя томским художникам, которых воспитывали на других образцах? А что должны уяснить зрители, не различающие салонную живопись и ту, что принято считать настоящим искусством? Впрочем, вопросы излишни. Цель выставки — знакомство, а не воспитание вкуса. Ее большой плюс именно в доступности — в том, что томичи смогли увидеть своими глазами подлинники. Ведь далеко не у всех есть возможность побывать в Москве.
Кстати, на счет возможности. В завершающий день выставки, 20 января, состоится розыгрыш двух лотов — номеров билетов. Два счастливчика, которые познакомились с произведениями Никаса Сафронова, получат шанс отужинать в квартире художника в его обществе, а на память увезут собственный портрет его кисти. Такая акция — еще один пиар-ход, без которого искусство и культура сегодня не может существовать. Иначе чем объяснить коммерческий успех выставки: более шести тысяч посещений только за десять январских дней. Но что любопытно, как утверждают смотрители, идут в основном люди среднего и старшего возраста. Не думаю, что только из-за мечты поужинать с художником. Просто у этого поколения сформирована потребность приобщения к искусству. Причем, потребность формировалась в отсутствии пиара, без его участия. Сетовать, что сегодня не так, а иначе — смысла нет. Надо искать другие механизмы.
И вроде бы в Томске они были найдены. Под видом страшного и немодного сегодня слова «инновации» в художественном музее начал действовать центр музейной педагогики, который призван выращивать грамотного, профессионального зрителя, воспитывать потребность в культуре у населения. Следует сказать, Центр работает весьма эффективно. Как и центр театральной педагогики при ТЮЗе. Но если в прошлом году они получили под реализацию проекта по миллиону, то в этом — только по 300 тысяч. Потому изменились приоритеты.
Сегодня ставка сделана не на формирование и воспитание вкуса, а на доступность к культурным практикам. Поэтому в 2013 году департамент по культуре запланировал потратить девять миллионов на «культурные бомбы» (привоз знаменитых исполнителей и коллективов, каких именно, пока не знает даже глава ведомства Павел Волк). Плюс пять миллионов — на культурный десант (гастроли томских коллективов и исполнителей по области). Повторю, ничего плохого в такой заботе государства о населении нет. И если привезут Спивакова с оркестром или выставку из «Эрмитажа», то все мы будем счастливы. А если наши театры, ансамбли, музеи доберутся со своими спектаклями, концертами, выставками до медвежьих углов, то никому от этого больно не будет.
В принципе, если проанализировать долгосрочную целевую программу «Развитие культуры Томской области на 2013-2017», то можно только порадоваться за население. Во-первых, потому что документ, наконец, утвержден, и понятно, на что будут тратиться бюджетные средства. Во-вторых, нас с вами всеми возможными способами хотят приблизить к источникам культуры и культурным практикам. Оцифровка музейных предметов и библиотечных ресурсов (по миллиону на каждое направление), создание интернет-портала «Культура Томской области» — это один путь. Другой — приобретение мобильный культурных комплексов, который будет разъезжать по деревням и селам и нести культуру в массы. Третий — это поддержка одаренных детей и авторов инициативных проектов (на проекты впервые выделено пять миллионов). И даже развитие въездного и внутреннего туризма (это вторая утвержденная целевая программа) тоже, по сути, ориентировано на доступность культурного наследия, а также современного культурного продукта.
Туризм вообще сегодня в особом фаворе. Потому что это место встречи культуры и экономики, политики и пиара. За пять лет в эту сферу собираются вложить два миллиарда. Но как всегда, там, где больше денег, там самые «кривые» решения. За счет кого собираются увеличить туристский поток до 762 тысяч человек в год, при нашем маргинальном географическом положении, неясно.
«Туристов мало», — искренне призналась заместитель главы Асиновского района на совещании в «белом» доме, где она бодро докладывала, что они нашли «золотую жилу» — усадьбу Лампасакова и разработали туристские проекты и маршруты. «А что нам-то, сирым и убогим, делать?» — отреагировала ее коллега из Тегульдетского района. Она имела в виду не только плохую транспортную доступность, но и отсутствие туристских брендов, а главное — навыков и знаний по написанию программы и проектов, без которых теперь деньги на развитие не получишь. Другой весьма язвительный глава районной культуры посоветовал «сирым и убогим» надеть кокошники и ездить друг к другу в гости.
Лет десять назад кинокритик Даниил Дондурей утверждал, что культура влияет на жизнь общества, не меньше, чем национальная безопасность, потому что определяет ее. Но власть, хоть и стала замечать культуру, но по-прежнему относится к ней как к спасательному кругу — использует ее только, когда прижмет.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора