2 августа, суббота
+22°$ 80,33
Прочтений: 3096

Куда едем, господа?

Последние полтора года государство постоянно вводит все новые и новые обязательные требования для таксистов. Вместе с тем, с апреля фактически не действует старая система контроля за соблюдением данных требований. А новая пока не создана. Но если установленные законом требования все же соблюдать, то необходимо нести дополнительные (и немалые) издержки по сравнению с теми участниками рынка, которые законов не признают. А если не гонять нелегалов, то они будут иметь (и имеют) существенные конкурентные преимущества в отношении добросовестных предпринимателей. Таким образом, затягивая создание эффективной системы контроля в отрасли, государство фактически играет на стороне нелегальных перевозчиков, загоняя таксистов обратно в тень.

До 2011 года федеральное законодательство практически никак не регулировало таксомоторные перевозки, в которых, по оценкам экспертов, задействовано примерно полтора миллиона человек и миллион легковых автомобилей в России. При этом теоретически для занятия данным видом деятельности нужно было быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, соблюдать транспортное законодательство и уплачивать соответствующие налоги, но практически действенных инструментов привлечения нарушителей к ответственности не существовало. А потому почти все работали нелегально или полулегально, и никого это не волновало.

Изменения начались с принятия федерального закона с ничего не говорящим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», названного в простонародье законом «О такси». Он ввел в отрасли с 1 сентября 2011 года систему псевдолицензирования, когда для занятия указанным видом деятельности нужно получать разрешение, выдаваемое уполномоченным органом субъекта федерации. У нас таким органом был назначен Комитет по лицензированию Томской области. Кроме того, закон ввел целый ряд требований к легковым такси: обязательное наличие фонаря на крыше и цветографической схемы на бортах кузова, наличие информации о перевозчике, тарифах и телефонах контролирующих служб в салоне, водительский стаж не менее трех-пяти лет, выдача квитанций и т. д.

На первом этапе государство намеренно не вводило санкции за нарушение новых требований — чтобы дать время всем участникам рынка привести свою деятельность в соответствие с законом. Но с 1 января 2012 года вступила в силу статья Административного Кодекса РФ, вводящая ответственность за нарушение закона «О такси». Органом, который должен был применять указанную статью на практике, был назначен Госавтодорнадзор, который многие знают по прежнему названию — транспортная инспекция.

Госавтодорнадзор и ранее имел опыт регулирования таксомоторной деятельности, поскольку до 2006 года осуществлял лицензирование таксистов. И он начал эффективно исполнять возложенные на него функции. Например, в результате массовых рейдов, проведенных сотрудниками Госавтодорнадзора совместно с представителями некоммерческого партнерства «Объединение томских такси» в середине апреля, выход на линию в таксистов-нелегалов сократился, по нашим оценкам, в три-четыре раза.

Но устранить недобросовестных конкурентов с рынка не так-то просто. Все дело в бизнес-модели таких компаний, которая основана на сокращении издержек за счет игнорирования требований действующего законодательства. Их штаб-квартиры расположены далеко за пределами Томска, как и «филиалы». Слово «филиалы» не случайно взято в кавычки, так как формально ни филиалов, ни представительств таких компаний в других регионах нет, а договоры на диспетчерское обслуживание с водителями-частниками заключают какие-то непонятные люди. Впоследствии указанные водители никоим образом не контролируются — ни в части технического состояния автомобилей, ни в части здоровья и физического состояния водителей, ни в части выполнения предписанных законом «О такси» требований.

В апреле были приняты поправки в закон «О такси». С одной стороны, они были направлены на устранение недостатков принятого год назад закона, с другой — привели к разрушению системы государственного регулирования в отрасли.

В частности, полномочия по вышеупомянутой статье 11.14-1 КоАП РФ были изъяты у Госавтодорнадзора и переданы уполномоченным органам, в нашем случае Комитету по лицензированию Томской области. Но чтобы реализовать эти полномочия, необходимо вносить изменения в региональный закон о такси, наделяющие уполномоченный орган правом осуществлять проверки на линии. Разработчиком поправок в областной закон о такси в нашем регионе является именно комитет по лицензированию. И именно позиция комитета, выступившего против наделения его полномочиями осуществлять проверки на линии, привела к тому, что в сентябре необходимые изменения в областной закон о такси внесены не были. Таким образом, статья КоАПа, ранее успешно применявшаяся для борьбы с нелегальными таксистами, в настоящее время на территории Томской области не действует.

Дальше — больше. В июле был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым для легальных таксистов введены требования по наличию в штате инженера по технике безопасности, обеспечению предрейсовых медосмотра водителя и технического контроля транспортных средств, наличию собственной ремонтной базы, собственной автостоянки либо договора с платной автостоянкой. Причем контроль за соблюдением указанных требований поручен опять таки региональным уполномоченным органам, в нашем случае — комитету по лицензированию.

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме РФ находится еще два законопроекта о введении дополнительных требований к легальным таксистам, плюс несколько обсуждается. Все это еще более увеличивает разрыв в издержках между легальными и нелегальными перевозчиками. Очевидно, эта логика непонятная депутатам областной думы, предложившим закон о перекраске томских такси в желтый цвет. Потому что ударит этот закон, в первую очередь, по законопослушным перевозчикам, а также по карману пассажиров.

В регионе в сфере оказания таксомоторных услуг задействовано порядка семи тысяч автомобилей. Средняя стоимость перекраски каждого составит примерно 35 тысяч рублей. Таким образом, в случае принятия закона, общие расходы перевозчиков на выполнение его требований составят примерно 250 миллионов. Это каждую поездку надо делать дороже на 30 рублей — только чтобы за год накопить денег на перекраску.

Кроме того, надуманными являются причины введения данного закона. Во-первых, я не вижу никакой связи между цветом кузова легкового такси и уровнем безопасности пассажиров. Во-вторых, для идентификации такси уже предусмотрено использование «шашечек» на крыше кузова и цветографической схемы на бортах.

Вообще, идентификация такси по цвету кузова необходима, когда преобладающим способом фрахтования такси является остановка рукой на улице. В этом случае яркий и редкий цвет кузова помогает пассажиру увидеть машину такси издалека в транспортном потоке. Особенностью Томска, да и России в целом, является то, что свыше 90 % поездок совершаются путем заказа такси по телефону. В этом случае диспетчер заранее сообщает пассажиру о том, какой автомобиль приедет на вызов, и, соответственно, проблем с идентификацией такси не возникает.

Ну, и в целом, этот законопроект с самого начала имеет плохую карму. Чего стоит только тот факт, что пояснительная записка в качестве примера ссылается на подобные законы, уже принятые в девяти других регионах России. И это несмотря на то, что право принимать законы о едином цвете такси регионы получат только с 1 января 2013 года. То есть нашей области приводят в пример законы, подлежащие отмене по причине несоответствия законодательству России.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также