26 июня, среда
+30°$ 87,28
Прочтений: 4402

Тень «внутренних органов»

В минувший уикэнд семь тысяч томских стражей порядка вместе со всеми российскими коллегами отмечали свой профессиональный праздник. Правда, название у него теперь какое-то несуразное: День сотрудника органов внутренних дел. Длинно, коряво, но… политкорректно. Наткнувшись на негатив со стороны самих «празднуемых», День милиции обозвать Днем полиции не рискнули. Ребрендинг УВД так и застрял посреди дороги. Вот и «Милицейская волна» так не стала «Полицейской».

В результате компромисса получился праздник с анатомическим оттенком. Смешно. Но дело, в общем, не в этом. Мы все же надеялись, что «ребрендинг» затеян не ради ребрендинга. Что вместе с названием в прошлом останется худшее — «палки», ручки от швабр, дутые штаты, пузатые «полканы», наглые гаишники… Что вместе с новыми, достойными зарплатами перерожденное МВД гарантирует нам, ну если не абсолютную безопасность, то нечто к ней близкое. Примерно как в Грузии, но только без американских денег. (Тем временем выяснилось, что в Грузии тоже не айс, это уже о другом).

Возможно, мне возразят: кого это я под этими «нами» имею в виду. Ну, скажем, не совсем «мы», а некие наивные граждане, которые очень хотят верить, что благие намерения могут служить не только дорожным покрытием сами знаете куда. «Они» гипотетически уверовали, что наша высокооплачиваемая полиция отныне нас со страшной силой бережет. А вот и обломались, граждане! Даже не обещает. Наоборот. Она честно и прозрачно, в духе новых веяний, признается, что навести порядок без нашей помощи не может. И предлагает нам, во-первых, самоорганизовываться в дружины по охране общественного порядка. То есть создавать новую народную МИЛИЦИЮ. А во-вторых, везде, где только можно, ставить камеры наблюдения. За свои, народные деньги. (Третий путь, уже активно продвигаемый властями Томска — это широкое привлечение к охране правопорядка ЧОПов. Опять же, за дополнительную плату со стороны граждан — по линии УК).

Именно на одной городской заседаловке еще в прошлом году мне пришлось услышать, что это такая новая концепция безопасности — что-то вроде «сделай сам». А совсем недавно, правда, в другом контексте и другими словами, об этом сказал и генерал-майор Митрофанов, начальник областного УМВД.

По мнению генерал-майора, надо вернуться к советской практике поощрения членов народных дружин. В свое время членам ДНД, как и донорам, полагались отгулы. Вот и Митрофанов предлагает премировать дружинников дополнительными днями к отпуску. Хотя бы бюджетников. Пусть дружинят. Ведь «невозможно поставить полицейского на каждом углу». Учителя или врача — можно.

Кроме народных масс, на помощь полиции должны прийти высокие технологии. Кто бы возражал... Другой вопрос — где деньги, Зин? По мнению полицейского начальства (вряд ли областного — бери выше), камерами с высоким разрешением — чтобы можно было опознать злоумышленника — должны быть оборудованы автостоянки, рынки, зрелищные центры, гаражи, подъезды домов… Отгадайте с трех раз, кто за все это будет платить? Ну конечно, не государство. Оно уже и так потратилось, беспрецедентно повысив оклад стражам порядка. Которых в Томской области чуть более семи тысяч.

За последние девять месяцев ими было задержано приблизительно шесть тысяч преступников (менее одного на брата) и раскрыто восемь с лишним тысяч преступлений (более одного на брата). Не знаю, много это или мало. Но в СФО мы на седьмом месте по преступности (169 преступлений на десять тысяч населения). В целом, рассказал генерал Митрофанов областным депутатам, ситуация у нас стабильная, особого роста криминала нет (плюс пять процентов к уровню прошлого года), но это не касается уличной преступности. Она как раз растет. И вот именно с нею нам предлагается бороться всеми миром. Спасение утопающих в море криминала воистину становится делом рук самих утопающих.

«Виноваты» ли томские полицейские (расширительно, включая начальство) в такой ситуации? Рискну предположить, что не очень. Мы все вместе наблюдали (теперь уже действительно «мы»), как изначально вкривь и вкось пошла реформа правоохранительных структур. Начиная от того же названия — ну в самом деле, так ли уж было необходимо насильственно внедрять именование, вызывающее отторжение у большинства граждан старше 30 лет?

Есть такая старинная поговорка, которую молодежь уже плохо понимает: «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Нашу милицию и «горшком» назвали, и в «печку» поставили: от командировок в горячие точки их никто не освобождал, людей «на земле» сократили. Милицейские начальники не очень охотно об этом говорят, но реально патрульных экипажей стало меньше. На сколько — «государственная тайна». Но и при этом штаты недоукомплектованы — на сегодня не хватает 70 участковых и 40 сотрудников ГИБДД . В целях «экономии» личного состава был закрыт даже полицейский пост на границе Томской области, у села Алаево. Так что, похоже, дружинники — наша беда и выручка на ближайшую перспективу. Причем, «платные» дружинники.

Но вот вопрос: если в полицию, куда, худо-бедно, все-таки ведется отбор, проникают неадекватные элементы, что нас ждет, если к охране правопорядка начнут массово привлекать «людей с улицы»? На взгляд автора, ничего особенно хорошего. Как и подмена «государевых людей» чоповцами. Мутная история в Каргасокском районе — лишь первая ласточка.

Не слишком-то добавляет оптимизма и «народная» борьба энтузиастов с педофилами. Вам не кажется, господа, что этим ребятам просто нравится бить людей по лицу? И неважно, педофилы те или педерасты. Пусть волонтеры помогают больным детям. А правоохранительной деятельностью должны заниматься профессионалы. Грамотно протестированные, хорошо обученные, а не просто щедро оплаченные. Иначе не видать нам порядка. Ни во «внутренних органах», ни во внешних.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также