«Дорогие» дети
«Среди широкой общественности не утихают ожесточенные дебаты о новом законе «Об образовании», — хотелось бы написать мне, но не напишу, ибо ни участия широкой общественности, ни тем паче ожесточенных споров не наблюдается. А между тем, систему дошкольного образования ждут фундаментальные перемены, результаты которых ощутят на себе многие.
На самом деле все было предсказуемо. Три года назад инициативные родители из разных городов смогли объединить усилия и создать движение «Российским детям — доступное дошкольное образование!» и сигнализировать о проблеме так настойчиво, что власть больше не могла отмалчиваться. Публично о существовании проблемы и необходимости ее решения заговорили чиновники самых высоких уровней, в том числе президент и премьер-министр.
И вроде бы все было понятно. Есть Конституция, декларирующая право каждого на бесплатное дошкольное образование, есть закон «Об образовании» и положение о дошкольных учреждениях, где прописано, что право это реализуется в ДОУ — тех самых детсадах, где ребятишки получают образование, присмотр, уход и оздоровление, а родители платят максимум 20 % от стоимости содержания детей в саду. Но на таких условиях реализовывать конституционные права маленьких россиян родине получается слишком накладно. Ведь нужно не только создать места, но еще и содержать детей.
Выхода нет? Выход всегда есть! Конституцию, положим, изменить проблематично (хотя можно, если поднапрячься). Но лучше найти вариант попроще и сделать что? Изменить законы рангом пониже. И вот уже в этом году мы встречаем проект нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование представлено обособленно от услуги по уходу-присмотру за ребенком: сад уже не обязан, а просто имеет право ее оказывать. Стоимость услуг содержания и размер родительской платы определяется муниципалитетом. Крайне важный момент: в этом проекте исчезает пункт про ограничение размера родительской платы в 20 %. Наконец, законопроект предусматривает возможность открытия «консультационных центров» в детских садах для оказания «бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи» и обеспечивающих «получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования».
Что мы имеем в итоге? Если вы предполагаете водить ребенка в группу полного дня, муниципалитет вправе запросить с вас стопроцентную оплату содержания — всего-то в пять раз больше теперешнего максимума. Например, сейчас в Томске родители платят 75 рублей в день или 1 575 рублей в среднестатистический месяц. А вам предложат платить 7 875 рублей. Дорого? А никто вас не обязывает. Вы — свободный гражданин свободной страны и по собственному желанию можете остановиться на других формах дошкольного образования. К примеру, возьмите консультацию в консультационном центре. Бесплатно, конституционно. В результате сокращаются расходы на содержание системы дошкольного образования, а также очереди в детские сады. Решение столь же простое, сколь и элегантное. Вот он, эффективный менеджмент в действии.
Кстати, детские сады полного дня решали не только образовательные проблемы, но и способствовали занятости женщин. В условиях низкого уровня зарплат высокая стоимость посещения сада сделает для многих женщин выход на работу попросту невыгодным.
Было бы глупо предполагать, что стоимость посещения детского сада вырастет резко. Это чревато волнениями и протестами. А для нас главное — стабильность. Поэтому стабильно потихоньку-полегоньку поднимать стоимость — это вполне разумно. Ведь мы принимаем повышение платы за ЖКХ, как должное. И тут переживем без лишних страданий.
Хотя многие считают, что это неизбежно, ибо социализм кончился, и хватит кормить дармоедов, за все надо платить самому. В этом месте руки невольно тянутся к сжавшемуся от сострадания к бюджету страны сердцу, но предательски останавливаются на полпути. И останавливает их воспоминание о часиках и яхтах, резиденциях и оффшорных счетах, а также твердая уверенность в том, что вложения в детей вообще и в образование в частности — это самая рентабельная инвестиция для любого государства.
Не исключаю, что определенный контингент читателей после прочтения этого текста заявит, что я брежу, неправильно поняла суть, «раскачиваю лодку» на пару с Госдепом, а, возможно, и встречаюсь на конспиративных квартирках с грузинской оппозицией. Это ваше право, ограниченное только вашей фантазией. Но, пожалуйста, ответьте мне, а главное, себе, на вопрос: все-таки с какой целью из закона убрали ограничение родительской платы в 20 % и отделили услугу присмотра и ухода от понятия «дошкольное образование»? А потом подумайте: может быть, все же стоит не оставаться равнодушным и присоединить свой голос к голосам тех, кто настаивает на внесении поправок в новый закон? Решайте сами. Лично я верю в то, что наше будущее будет только таким, каким мы его заслуживаем.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора