А напоследок я скажу...
От редакции
Как вы знаете, дорогие читатели, авторские материалы в нашей рубрике «Угол зрения» появляются по понедельникам — так уж заведено. Но на каждое правило найдется исключение. Особенно, если на то есть веский повод. Как мы уже сообщали, сегодня губернатор Сергей Жвачкин, который не так давно перенял бразды правления регионом из рук, казалось бы, бессменного Виктора Кресса, презентовал новую структуру «белого» дома. И многим заместителям прежнего главы региона,с которыми у его преемника были продлены контракты, не нашлось в ней места. Среди них — теперь уже экс-заместитель губернатора по социальной политике Владимир Самокиш. О том, какими ему запомнились прошедшие три года работы в обладминистрации, он рассказал в своем блоге.
Японцы — самая работоспособная нация в мире — убеждены, что работу надо менять каждые три года. В этом случае риск пустить корни, поселить на своем лице отсутствующее выражение и жить по инерции — минимальный. Экс-президент Дмитрий Медведев, наверное, тоже немного японец в душе, придерживается аналогичной философии. Решил составить им компанию :)
По договоренности с губернатором родную «социалку» на произвол судьбы не брошу — готов консультировать тех, кто придет после меня (по взаимному желанию, конечно). Но — уже в качестве добровольного помощника.
Три года на посту заместителя губернатора по социальной политике — это, надо сказать, та еще «зарядка для хвоста». В 2009 году примерно это мне и требовалось. Бизнес, основная часть моего трудового анамнеза, был налажен и без труда пережил уход от управления его основателей (выросла достойная смена внутри компании). Энергии хватало, а тут — поле непаханое и главное, — совершенно новое для меня.
Говоря об итогах, хотел рассказать о делах. Начал…и получилось, что на самом деле все воспоминания — они о людях.
Первое и самое главное, а для многих странное: чиновничья работа веру в людей укрепляет, а не наоборот. Как и всякий порядочный советский человек, порог «белого» дома я переступил с твердой мыслью, что тут все бездельники и сидят в «Одноклассниках» с девяти до шести на деньги честных налогоплательщиков. Конечно, попадались подобные экземпляры — с такой же частотой, что и в коммерческих организациях. В моих «социальных» департаментах такие встречались редко: обычно над решением какой-нибудь задачи, будь то свалившийся «свиной» грипп или борьба с последствиями наводнения, бились все — от самых маленьких по чиновничьей иерархии «специалистов» до начальников комитетов и департаментов. Бились до победного, жгли свет в рабочих кабинетах вечера напролет без угрызений совести. За предстоящую ломку, честно говоря, даже страшно: нет десятичасового рабочего дня — как ноги нет, неполноценный человек. Проблема среднего класса во всем мире, кстати, — неумение отдыхать. Но я научусь — семья, трое детей, желание выспаться и отдохнуть «за всё» точно свое возьмут.
Про людей вообще можно рассказывать долго. Про «больших» — губернаторов Кресса и Жвачкина, спикеров облдумы Мальцева и Козловскую (всех их можно отнести к категории моих учителей, хотя уроки периодически были весьма жестокими). Про начальников департаментов и руководителей территориальных отделений федеральных структур. И про сотрудников департаментов, помощников, врачей, соцработников, библиотекарей — всех тех, кто претворял решения непосредственно в жизнь. Хочу сказать всем огромное спасибо и в качестве благодарности перечислить все сделанное ими (при моем скромном участии :)
В здравоохранении
Учитывая, что два года из трех в области работает глобальная программа модернизации здравоохранения, эта отрасль по результативности получилась самой объемной. Не буду долго говорить про миллиарды, вложенные в ремонты, оборудование и зарплату — это все-таки федеральные деньги, хоть и больших трудов стоило их оттуда «выбить».
Главный результат, достигнутый нашими врачами еще до ввода перинатального центра, — снижение в области уровня младенческой смертности более чем в полтора раза: до 6,97 в 2011-м (случаев на тысячу рожденных). А открытый и с 2012 года работающий по полной программе перинатальный просто обязан стать центром всесибирского масштаба (с его уникальным оборудованием, коллективом и тесными связями с академической наукой). Хотелось бы дожить до того момента, когда Томск будет объявлен «меккой» медицинского туризма. Почему бы нет, мы всё для этого имеем.
Шаг за шагом справлялись с острым для области вопросом — медицинская помощь онкопациентам. В области в 2010 году была принята долгосрочная программа по совершенствованию онкологической помощи населению, в августе 2012-го губернатор Сергей Жвачкин и премьер Дмитрий Медведев достигли договоренности о поддержке строительства нового хирургического корпуса. В регионе будет построен радиологический каньон, за счет средств федерального бюджета он будет оснащен самым современным оборудованием. Что еще? Навели порядок с вытрезвителями, изменив принципиально идеологию учреждений: вместо наказания — помощь. Кстати, есть и еще один эффект — вполовину снизили в Томске смертность от обморожений.
Провели большую работу по созданию в области сосудистых центров (в федеральную программу мы пытались попасть аж с 2007 года); в полную силу заработал «Земский доктор» — 120 молодых людей уже уехали и до конца года уедут еще 30 по нашим оценкам. Целая история с расформированным ТВМИ, с которой мы, как мне кажется, успешно справились: томичи не ощутили нехватки ожогового центра (в течение нескольких месяцев он был открыт в ОКБ), решен вопрос с лекарственным обеспечением и поликлиникой для военных пенсионеров. По принятой недавно областной программе начала работать «социальная ипотека» — целевая финансовая помощь на улучшение жилищных условий для врачей.
В ближайшие несколько лет ждем завершения других важных событий. Долго стучавшись (иногда — ногами), достучались и поставлены-таки в «лист ожидания» по финансированию новые зданий НИИ онкологии и НИИ кардиологии. Центр оториноларингологии у нас точно будет — ждем в 2014 году. Порядок цен — 300 миллионов, 2,7 миллиарда и 226 миллионов соответственно. Плюс решен вопрос по собственному зданию НИИ психического здоровья. Кому смешно, а институт очень важный, и, надеюсь, обзаведясь своим помещением, всех нас сделает спокойными и психически устойчивыми :)
В социальной защите населения
Разбуди любого работника социальной защиты ночью, и он вам расскажет, что в нынешней структуре главное — адресность. Все эти три года мы (в хорошем смысле) «ломали» сознание свое и получателей: помощь должна поступать тем, кто в ней действительно нуждается. Деньги-то немалые — порядка 7 миллиардов в год, и куда эффективнее дать их нуждающимся в требуемом объеме, чем раздать всем по копейке. Из этой философии и вырос томский «социальный контракт» — выделение материальной помощи на конкретные нужды.
С этого года по «контракту» многодетным и малоимущим семьям выдается любая живность. Для умножения домашнего хозяйства раздаем всех — от пчел до уток. А когда в департаменте соцзащиты посчитали вторичную обращаемость за материальной помощью, то сильно обрадовались: у «соцконтрактников» она — всего 2 %. Что еще раз подтверждает, что все умное в мире уже давным-давно придумано, надо только этим советам следовать. Я про «дайте нуждающемуся не рыбу, а удочку».
В культуре
Новые формы культурного обмена подсказал сам формат нашей области — «объять» не получается, надо объехать. «Культуромобили», передвижные выставки и библиотеки, с 2013 года пойдет в рейс «культпароход». Во многом поиск интересных форм обязан новым руководителям базовых учреждений: художественного музея, филармонии, театра юного зрителя. Везде пришли молодые управленцы, которые хотят свои коллективы и другим показать, и денег на дальнейшее развитие этим заработать. Очень нагляден пример художественного музея: они пошли дальше общефедеральной «Ночи в музее», перешли преимущественно на вечерний принцип работы, начали организовывать обратную связь, а недавно даже одну из своих стен отдали под роспись молодым художника. В общем, когда людям интересно работать, это видно сразу.
Одними инициативами, конечно, сыт не будешь, поэтому в области продолжается переоснащение материально-технической базы основных культурных площадок. Хорошими новостями последнего года стало строительство фондохранилища пушкинской библиотеки, капитальный ремонт того же ТЮЗа, проект Западно-Сибирского филиала Центра современного искусства. При правильном использовании мы еще сможем заявить о себе на общероссийском уровне.
В спорте и молодежной политике
Здесь две новости: хорошая и плохая. Начнем с плохой: к сожалению, Томск, как и в Россия в целом, не может похвастаться высокой оснащенностью спортивными сооружениями. А хорошая состоит в том, что за последние два года эта ситуация меняется коренным образом: создано (или реконструировано) более 100 новых объектов, среди которых есть и очень крупные. Например, недавно открытый каток в Стрежевом — его там ждали почти с самого момента основания города.
Главное, на самом деле, в другом — чтобы все эти спортивные объекты не пустовали. Для этого нужна четко выстроенная схема подготовки молодых спортсменов — от первого похода в ДЮСШ до профессиональных разрядов и побед. Ну и, конечно, максимальное стимулирование желания обычных людей заниматься спортом — просто ради хорошего самочувствия. Личный пример, как известно, заразителен, поэтому в прошлом году в первый раз в области была проведена спартакиада чиновников. С молодежной политикой все проще, потому что «молодой» и «активный» — слова-синонимы. Почти 30 тысяч молодых людей участвуют в проектах «Новой молодежной политики», по 500 из них — в этом и прошлом году — даже создали собственные проекты и защитили их на форуме «Томский коллайдер». Нужна была только своевременная организация процесса.
На этом месте могло бы быть продолжение — перечисление больших, мелких, важных для кого-то и неважных для других дел. Так у любого человека: если у него спросить, что было сделано за последние три года, он либо ударится в перечисление, либо — куда менее распространенный вариант — постарается обобщить.
Я постараюсь. Главное, что мы (дела-люди) сделали за три года: показали, что «нет денег» у государства — не значит «все, ничего не делаем». Здесь не надо изобретать велосипед, жизнь давно все придумала. Не можешь сделать самостоятельно — сделай с чьей-нибудь помощью. Не получается за государственный счет обеспечить всех нуждающихся местами в детских садах, задействуй силы общества и рынка. Так у нас родились группы по присмотру и уходу, относительно дешевый вариант решения проблемы, альтернатива созданию «дорогих мест» в детсадах. У родителей появился выбор — частные же тоже разные бывают, дорогие или дешевые, традиционные или по особым образовательным системам. Тот же самый подход можно использовать везде: для организации реабилитационных услуг, хосписной помощи, при создании частных домов престарелых. Покупать услуги можно у профессиональных общественных организаций, помогая тем самым «третьему сектору», и это будет не самым капиталоемким вариантом решения проблемы. Сама жизнь подсказывает, что по этому пути надо двигаться дальше — денег в бюджете никогда не будет много.
Есть итоги, которые уже можно «пощупать»: стратегия развития социальной сферы до 2020 года и единый Социальный кодекс. Идея все собрать и обобщить появилась в первый же рабочий день, но воплощалась в жизнь очень долго. Слишком многое нужно было собрать, практически всю «человеческую жизнь». По итогам получилось как раз то, что хотелось — два коротких «самоучителя», понятных каждому: цели, задачи, подходы, приемы, а, самое главное — понимание, куда идти дальше.
А у меня дальше — даже еще не думал. Те же японцы, кстати, говорят, что не надо торопить события, они сами тебя найдут, когда ты до них дозреешь. Пойду зреть: к семье, детям, спорту, путешествиям и книгам — всему тому, чему, честно говоря, давно пора уделять куда больше внимания. Из Интернета не ухожу, по мере мыслей и впечатлений буду в Сети, к обсуждению проектов, инициатив и предложений открыт — в этом отношении ничего не изменилось.
В общем, обо всем подробно не получилось, уж извините, но-по старой традиции — после постскриптумов (РS) при необходимости последуют дальнейшие РРS, а иногда даже «...I 'll be back...». В общем, спасибо всем, искренне ваш, и с уважением!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора