26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 4426

Dura lex, порядка нет-с!

В Игуменском парке стая собак загрызла лебедей. У меня под окнами, на остановке, открылся круглосуточный киоск «Цветы». При том, что в ста шагах, на гораздо более бойком месте, один уже имеется... Ну и какое отношение имеет одно к другому, спросите? В огороде бузина, в Киеве дядька. Не скажите! Оба как минимум говорят о том, что настоящего хозяина в городе нет. По инновационному Томску бродят дикие собаки баскервиллей, периодически отстреливаемые по горячим просьбам его интеллигентных обитателей. На улицах «трезвого» города веселятся стаи подрастающих гопников, которым абсолютно плевать на все антиалкогольные законы вместе взятые.

В эти дни не сбиваться на «пожарную» тему просто невозможно. Но и в «дымке» (воистину толерантное словечко!) от горящих лесов трудно пропустить некоторые события. Случай с лебедями резанул особо. А еще режет слух злобный мат, раздающийся, кажется, со всех сохранившихся скамеек. Такое впечатление, что с момента вступления в силу закона, жестко ограничивающего продажу и употребление спиртного, отдельные категории граждан стали употреблять его с особым цинизмом, умудряясь упиться в стельку задолго до 10 часов утра, когда «градус» станет законным. И продолжать «гулять» много позже 22:00.

То ли алкоголики-дебоширы-тунеядцы демонстрируют свое несогласие, то ли погода виной, но такого количества пьющих на улицах, возле домов и там, где детские «грибочки», мне не приходилось наблюдать давненько. (А может, я просто не жила в таком районе. Хотя все-таки не Черемошники...) Глядя на брошенную пластиковую тару, понимаешь: 200 литров спиртосодержащей жидкости, изъятых по всей области за месяц, одному двору по улице Елизаровых хватило бы на пару дней. А судя по ночным воплям поколения пост-пепси, недостатка в градусе оно явно не ощущает.

Не так давно разговаривала с городским депутатов Игорем Морозовым, «по жизни» еще и директором охранного агентства. Спросила: что-то изменилось с момента принятия закона? Нет, говорит, с чего бы: у полиции нет сил и средств, чтобы заниматься еще и контролем за исполнением «антиалкогольного» закона. К тому же народ у нас очень изобретательный, всегда найдет, как обойти запрет.

Да и сильно искать не надо — торговые точки, где продают спирт, даже непосвященный узнает сразу. В бывшем «сибмоторовском» микрорайоне «нехорошую квартиру» на первом этаже отличают гостеприимно открытые пластиковые окна. Как не заметить на фоне обшарпанных соседских рам! Но замечать, по ходу, некому... Кроме алкашей, конечно.

Пока одна категория населения переходит с «казенного» алкоголя на разбодяженный спирт, для других придумывают более остроумные способы обойти «драконовские» запретительные меры. В Северске это — доставка алкоголя на дом, на которую жалуется их депутат в областной думе. В Томске спустя две недели после вступления в силу «антиалкогольного» закона проснулась невиданная любовь к цветам, причем в темное время суток. У меня под окнами оборудован целый остановочный комплекс: круглосуточный киоск «Цветы» плюс навес и лавочка. Не знаю, какие вещества продают в киоске, но компании на лавочке веселятся до трех часов ночи. Знаю как минимум еще одну такую новенькую круглосуточную «оранжерею», в другом районе города. Интересно, что думают чиновники, дающие разрешение на размещение таких объектов? Что томичи в связи с жарой массово осыпают ложа лепестками роз?..

Впрочем, остроумные хозяева новых торговых точек, кажется, поторопились. Не знаю, сама не пробовала, но, говорят, купить спиртное в продуктовых ночных магазинах можно. Хотя и осторожно. Всерьез испугавшиеся было хозяева вскоре поняли, что никто их особо не «пасет». К тому же — откроем страшную тайну! — в законе зияют такие дыры, что особого смысла в нем нет. Ответственность за торговлю в ночное время четко не прописана.

Этот недостаток, наверное, рано или поздно устранят. И что дальше? В свое время в области был принят Административный кодекс, позволяющий штрафовать на тысячу за каждую брошенную мимо урны сигарету и на миллион — за вывезенный на «пленэр» самосвал строительного мусора. За точность цифр, впрочем, не поручусь — кому не лень, может погуглить. Главное — порядок.

Точнее, то, что никакого порядка, простите за нехитрый каламбур, за сим не последовало. А ведь в какой-то момент и впрямь казалось: карающая длань закона настигнет нерадивых. И будет у нас, как в Европе. Или Сингапуре, на худой конец: бросил окурок — заплати 40 баксов. Сколько тогда было сломано копий и стульев! Екатерина Собканюк и ее коллеги-строители всерьез заволновались за будущее всей отрасли: за каждого нерадивого водилу, втихую свернувшего с дороги на свалку в кустики, не наплатишься! Тогдашний спикер облдумы успокаивал коллег: строгость законов в России компенсируется слабостью их исполнения.

Так оно и случилось. Должностные лица (равно как и депутаты) руками разводят: закон суров, но... dura lex. Кто будет его исполнять? Милиция, переименованная в полицию и перенесшая с этого момента ряд урезаний численности, но не функций? Смешно. Экологическая милиция, которая действовала бы на основе самоокупаемости? В некоторых городах она давно, хотя и не сильно успешно, функционирует. Но не в Томске. У нас почему-то все говорят, что «не получится», «к каждому милиционера не приставишь» и т. д. Неизменно встает вопрос о штрафах: кто их будет собирать? На каком таком законном основании? Как взыскивать? На месте — нельзя, в суде — замаешься, мировые судьи и так задыхаются от всякого рода «кляузной» мелочевки. Встает резонный вопрос: зачем принимался закон, если исполнить его даже теоретически невозможно? В ответ обычно получаешь красноречивый вздох — собеседник разводит руками и вздымает очи горЕ... Мол, вопрос не ко мне.

С антиалкогольным законом выходит аналогичная история. Я, честно говоря, вообще считаю эту идею не слишком удачной — запреты мало что дают. Но раз уж приняли закон, то надо хотя бы попытаться его исполнять. Когда в 94-м начали закручивать гайки, то их закручивали не языком...

То же случилось и с законом о содержании животных. Тема на портале в последнее время обсуждалась широко, повторяться смысла не вижу. Хотя, как свидетельствуют форумы, большая часть интернет-аудитории в принципе не желает понять системности проблемы. Половина населения предлагает «всех пострелять», другая готова с кольем и дубьем броситься на защиту собак. Позиция власти остается расплывчатой. Закон приняли, про подзаконные акты забыли. Бодание между юристами из «белого» и «красного» домов — кто должен заниматься бродячими собаками — смутно навевает кафкианские ассоциации.

Не исключено, что ситуацию могли временно исправить пресловутые 25 таджиков, но для этого она должна быть переведена в режим ручного управления. Возможно, маленькая трагедия с растерзанными краснокнижными лебедями вполне бы могла стать сигналом к его включению, но больно уж не вовремя случилась. Когда от дыма лесных пожаров слезятся глаза, а над областью кружит начальник МЧС, плакать над пернатыми некому и некогда.

А птичек и правда жалко...

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также