23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 16226

Горите вы синим пламенем

Сногсшибательная новость минувших выходных — бороться с лесными пожарами начали молитвами. И самое сногсшибательное в ней то, что сообщило об этом управление МЧС, причем, вместе с упоминанием численности авиатехники и людей, воюющих с огнем в лесах. Расписались в собственном бессилии или продемонстрировали всем очередную нелепость?

Пожарами в нашей области уже уничтожены десятки тысяч гектаров. Сколько еще сгорит до конца жаркого лета, подсчитать несложно: в ежедневных сводках от МЧС сообщается о двух-трех тысячах гектаров локализованных пожаров и десятке тысяч гектаров горящей тайги. Сколько из них приходится на заказники-кедровники, ни оперативный объединенный штаб, созданный еще месяц назад, ни департамент природных ресурсов, ни департамент лесного хозяйства не сообщают. Зато сообщают местные жители, по словам которых, мы уже потеряли уникального леса на миллиарды рублей. Огнем уничтожены те самые труднодоступные леса, которые не смогли уничтожить «черные» лесорубы и всевозможные томско-казахско-китайкие и прочие лесоперерабатывающие, а, точнее, «лесовывозящие» компании. В этом году не будет урожая ягод, грибов, шишки. Причем, не будет его еще у многих поколений томичей — о том, что кедр взрослеет десятилетиями, всем известно еще со школы.

Правда, как оказалось, известно это не всем. Да и о будущих поколениях у нас думать давно не принято. А стоимость леса считается исключительно как сырья на вывоз. Потому она оказалась намного меньше, чем, к примеру, стоимость работающих на пожарах вертолетов. МЧС рапортует: семь воздушных судов задействованы в борьбе с лесными пожарами. Замгубернатора на пресс-конференции заявляет: тушить пожары вертолетами нерентабельно из-за низкой цены древесины — пусть догорают. Чем заняты эти семь судов, кроме полетов с чинами над горящей тайгой, остается невыясненным.

Гореть томские леса начали в мае. Уже в июне власти объявили режим ЧС, запретили местному населению ходить по грибы и ягоды, и — спокойно разъехались в отпуска. У вернувшегося с отдыха на прошлой неделе замгубернатора Игоря Шатурного в глазах — не пламя горящих лесов, а пляжный песочек, потому он не смог сказать ничего внятного журналистам о том, почему до сих пор мы не трубим на всю страну о катастрофе. Почему мы собираем средства на помощь жителям Крымска, в то время как всей стране пора скидываться на помощь нам, ведь новые леса, в отличие от новых домов, не вырастут за полгода. Почему, выступая в Москве, губернатор говорил не о катастрофической ситуации в тайге, а о переводе томских маршруток на газ.

На тушение лесных пожаров в нынешнем сезоне было предусмотрено — именно предусмотрено, но до сих пор не выделено — девять миллионов рублей. Реальные затраты уже на сегодня составили около 150 миллионов. К концу сезона сумма возрастет до 200. Кто будет выбивать эти деньги в Москве, да и будет ли — тоже вопросы из числа оставшихся без ответа. Ведь с пожарными не рассчитались полностью еще за прошлый год. И в нынешнем долги перед теми же авиаторами множатся — 45 миллионов задолжала авиабаза компании «Томскавиа» только за эти два месяца.

По официальным данным, тайгу спасают около 700 человек. Только из разговора с некоторыми из них и можно узнать реальную картину: люди работают на износ, с отвратительным питанием, единственное средство борьбы с огнем — лопата. Новинки техники, которые регулярно демонстрируют «мчсники», и которые прислали к нам, — не более чем показуха. Не хватает лишь двух вещей — людей и денег. Понятно, что первое напрямую зависит от второго — оплачивать работу командированных к нам пожарных должны власти региона. Которые даже на содержание своей авибазы выделяют по минимуму средств и не первый год пытаются перевести эту службу на самоокупаемость.

Да и волнуют сегодня высокопоставленных чиновников проблемы иной значимости — газоны вон у нас кривые, бордюры разноцветные, да и магазинов, аналогичных краснодарским, нет. Ну явно не до каких-то пожаров, тем более что областному центру они пока не грозят.

В последней сводке МЧС прозвучало — целых 40 постов от УМВД воюют с гражданами, пытающимися проникнуть в лес. Где они воюют, и сколько виновников пожаров было отловлено — также осталось за кадром. Пожар под Тахтамышево, ушедший в болото, — дело рук отдыхающих томичей. Выставить в этой популярной зоне отдыха наряды не составляло труда изначально, но почему-то нужно было дождаться, чтобы загорелись торфяники. А потом показательно и безрезультатно тушить их очередной дорогостоящей игрушкой.

Кстати, горит не только торфяник под Томском — загорелись болота на севере области. Наши уникальные Васюганские или нет, пока доподлинно не может сказать никто. Пожарным без разницы, какое именно болото горит, они лишь констатируют безнадежность ситуации: раньше пожар можно было загнать в болото, и он исчезал, сейчас же полыхают сами болота. Других знатоков памятника природы, претендующего на звание «чуда России», в зону огня не допускают.

Из последних новостей — в воскресенье над горящей тайгой прокатили губернатора. Какой эффект это на него произвело, и будут ли теперь сменены приоритеты, пока неясно — ненужных журналистов на борт не взяли. Но если в течение этой недели о катастрофе в Томске заговорят в Кремле, значит, надежды на здравомыслие во власти все же были незряшными. Не заговорят, значит, и дальше нас будут оценивать исключительно как сырье.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также