26 июня, среда
+22°$ 87,28
Прочтений: 4348

Маршрутная «коллективизация»

Очередная новость о городском транспорте вроде бы не относится к числу горячих. В течение месяца все 36 городских автобусных маршрута будут выставлены на новый конкурсы. И после этого на каждом будет работать по одному перевозчику. Казалось бы, никого не закрывают, цены прежние. Стоит ли волноваться? На самом же деле, речь идет о попытке внедрить принципиально новые правила игры на томском рынке городских перевозок. И эффект от новшества (если оно, конечно, будет) со временем затронет всех, кто пользуется маршрутками.

Сейчас городские маршруты обслуживают около 650 частных предпринимателей, в собственности у которых находятся примерно 800 автобусов. Условия нового конкурса предполагают, что мелкие предприниматели объединят свои активы и создадут совместные транспортные компании. Подобное «слияние капиталов» даже при наличии весомых коммерческих выгод — процесс весьма непростой. В данном же случае особых бизнес-преимуществ не видно, а вот издержки — налицо.

Какую бы форму не приняли объединенные автопредприятия, контролировать их будет на порядок проще. Любому ведомству проверить десяток-другой «автобусных колхозов» куда легче, чем возиться с 600 мелкими частниками. Налоговая, например, наверняка возьмется за искоренение практики невыдачи пассажирам билетов. Невысказанные вопросы к маршрутникам могут найтись и у ГИБДД, и у той же мэрии. Очевидно, что перевозчиков такие перспективы совсем не радуют.

У предпринимателей, впрочем, есть и другие причины опасаться инициатив властей. Бригадиры неоднократно заявляли, что мэрия пытается «перекроить» городскую маршрутную сеть так, чтобы перераспределить пассажиропоток в пользу троллейбусов. Именно этим обстоятельством перевозчики объясняли перенос части маршрутов с проспекта Ленина на улицу Гагарина, расформирование 77-го маршрута и объявление нецелесообразным 22-го (отстоять его помогли пассажиры, собрав в защиту маршрута около 5000 подписей).

Нынешним летом власти озвучили намерение ликвидировать сразу шесть городских маршрутов под предлогом «ухода от дублирования». Идея, впрочем, вновь не нашла поддержки у пассажиров, и привычная сеть маршрутов пока осталась нетронутой. Однако доверия между мэрией и перевозчиками эта история явно не добавила. Стоит ли удивляться, что все затеваемые властями реформы предприниматели будут объявлять несправедливым переделом рынка в пользу заведомо убыточного муниципального транспорта?

Интересная деталь. Маршрутная реформа — как раз тот случай, когда рядовым томичам отведена не только роль зрителей. Острая реакция пассажиров на попытки ликвидировать привычные маршруты, похоже, таки убедила власти отказаться от этой затеи и пойти другим путем.

Недавно специалисты мэрии представили очередной вариант изменения транспортной схемы города. Он предусматривает внесение корректировок более, чем в половину городских маршрутов, но ни один из них не исчезнет совсем. Пассажирам такой подход, очевидно, понравится больше, чем ликвидация привычных маршрутов под каким бы то ни было предлогом. Эта схема и будет выставлена на новый конкурс.

У предпринимателей, вроде бы, тоже есть повод вздохнуть спокойнее: раз все маршруты сохраняются, стало быть, без работы никто не останется. И все же в то, что новый конкурс на обслуживание городских маршрутов пройдет без сучка без задоринки, верится с большим трудом.

Необходимость объединяться несет для перевозчиков слишком уж много издержек. Некоторые предприниматели наверняка попытаются побороться за сохранения статус кво. Например, доказать в суде, что результаты нового конкурса не дают городским властям права в одностороннем порядке расторгать прежние договоры.

Другой вариант — бойкотирование. Часть маршрутников запросто может объединиться не для участия в новом конкурсе, а для того, чтобы его проигнорировать. Если доля «заговорщиков» окажется сколько-нибудь существенной, то власти будут вынуждены сохранить прежние порядки хотя бы на некоторых маршрутах.

Впрочем, детальные условия проведения нового тендера пока неизвестны. Например, нельзя исключать, что в качестве компенсации за объединение власти дадут перевозчиком добро на повышение стоимости проезда. Коллективизация, знаете ли, требует жертв...

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также