26 июня, среда
+22°$ 87,28
Прочтений: 5251

«Переходный» период

Для горожан появление в Томске надземных переходов пока, скорее, очередной повод рассердиться. Недовольны пенсионеры, для которых преодолеть три лестничных пролета тяжело физически. Ворчит молодежь: переход дороги над землей занимает слишком уж много времени. Инвалиды и мамы с колясками требуют наконец-то включить лифты. И даже автолюбители, проезжая перекресток Фрунзе и Елизаровых, нет-нет да ругнутся: мол, столько денег вбухали, а пробок меньше не стало, да и пешеходы как лезли под колеса, так и лезут…

В то, что Томск действительно не может обойтись без этих конструкций, пока верят далеко не все. Любая неформальная беседа о появлении в городе надземников, как правило, сводится к риторическому восклицанию: «А почему бы вместо них не строить подземные переходы?». С точки зрения физической нагрузки пешеходам действительно удобнее переходить дорогу под землей. Высота «воздушки» на полтора метра больше, чем глубина «подземки». В то же время глупо отрицать, что эстетически преимущество все-таки на стороне надземника. Из него открывается шикарный вид на поток движущихся машин, подземка же может похвастаться разве что неприличными надписями на стенах.

Суммы затрат на строительства подземников и надземников, по словам томских чиновников, сопоставимы: от 35 до 50 миллионов рублей. Хотя власти ряда других регионов в качестве аргумента за «воздушку» зачастую указывают в том числе и меньшую по сравнению с подземными переходами стоимость строительства. У нас же предпочитают делать акцент на другом: в томских условиях подземники строить на порядок сложнее из-за того, что дорога изрезана коммуникациями. При этом муниципалитет неоднократно заявлял, что в Томске действительно строят не самые дешевые «воздушные» переходы. Их можно было бы удешевить, например, отказавшись от тех же лифтов.

В свою очередь «воздушка» (во всяком случае, если ее сравнивать с действующими томскими подземными переходами) более капризна в эксплуатации. Предстоят затраты на круглосуточную охрану: конструкция явно будет предметом повышенного внимания вандалов. Обслуживание лифтов — вообще отдельная песня: нужно будет оплачивать электричество и работу обслуживающей организации. Даже помыть стеклянные стены тоже обойдется в копеечку. На этом фоне подземный переход так просто бессребреник. Чиновники, правда, заверяют: часть затрат на содержание фрунзенского перехода будет идти не из бюджета. Мол, в эксплуатации примут участие владельцы близлежащих торговых павильонов... Посмотрим, как это получится на практике.

На прошлой неделе в переходе на Фрунзе случился казус. Чиновники и строители пригласили протестировать лифт девушку на инвалидной коляске. Результат известен: без посторонней помощи человек с ограниченными возможностями не смог заехать ни в лифтовую кабину, ни в сам лифт. Присутствовавший при эксперименте заммэра Денис Молотков заявил, что в таком виде администрация принимать надземник не будет. Однако на проектировщиков это заявление, похоже, особого впечатления не произвело.

Представитель проектного института «Томгипротранс» Игорь Итерман (он лично проектировал надземник на Фрунзе) пояснил, что лифт разработан на брянском заводе реабилитационной техники. По всем документам подъемник проходит как оборудование, ориентированное специально на маломобильные группы. И, самое главное, полностью соответствует госстандарту. На вопрос, откуда взялись такие ГОСТы, Игорь Итерман дал понять, что его профессиональная обязанность соблюдать нормативы, а не тестировать их на целесообразность… Рискну предположить, мэрия не сможет добиться переделки лифта в переходе на Фрунзе. Можно сколько угодно упрекать проектировщиков за формализм, но выграть такой спор в суде у чиновников шансов немного.

Несмотря на все проблемы с внедрением надземников, городские власти делают ставку именно на них. Уже в следующем году в Томске заработают одиннадцать безопасных переходов, из которых семь будут надземными, еще четыре — подземными. На мой взгляд, их правильнее сравнивать не только между собой, но с классической зеброй. Среди моих знакомых есть масса людей, которые (не относясь к маломобильным группам) по фрунзенскому надземнику не ходят принципиально. Вроде как по проезжей части привычнее, быстрее и удобнее.

Между тем, по статистике ГИБДД за прошлый год одиннадцать человек при переходе дороги по зебре были сбиты насмерть. В 2010 году таких случаев было шесть. Может, раз уж построили, будем пользоваться?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также