23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3759

Посвящение в губернаторы

Смена власти в Томской области состоялась. Состоялась образцово. Или, как выразился один политический деятель, власть из рук «одного нашего товарища» передали в руки другому «нашему товарищу».

На инаугурации, состоявшейся 17 марта, все сказали нужные и приличествующие обстоятельствам слова. Уходящий губернатор Виктор Кресс напомнил, что «Томская область, может, и не бежала впереди паровоза, но и не плелась никогда в хвосте перемен», что мы — регион «во многом задающий российскую моду по целому ряду направлений». И напомнил стартовые позиции области, когда он принял власть». «Меня не мучает совесть из-за плохого наследства. Напротив, наш регион сегодня выглядит очень достойно», — сказал Кресс.

Сергей Жвачкин в свою очередь справедливо заметил: «Я прекрасно понимаю, что мои действия первое время будут оценивать «по Крессу». А вот, сколько времени будет продолжаться это «первое время», будет зависеть от интенсивности и эффективности усилий нового губернатора. С одной стороны, для него подготовлен очень хороший плацдарм. И хотя сам он был осторожен в обещаниях, сказав, что «не готов пока говорить о каких-либо программных вещах, конкретных задачах и приоритетах», но спикер областной думы Оксана Козловская эти программные вещи, задачи и приоритеты перечислила ему очень подробно.

Во-первых, это дальнейшая реализации проекта по созданию в области Центра образования, исследований и разработок «ИНО Томск-2020». Во-вторых, томскую инновационную модель экономики надо совершенствовать и внедрять в реальный сектор экономики. В-третьих, продолжение крупных инфраструктурных проектов, наподобие Северной широтной дороги, улучшение транспортной доступности населенных пунктов, наращивание темпов газификации, модернизация соцсферы.

Но есть и другая сторона. О самой трудной задаче, решение которой хотели бы увидеть жители области, никто из присутствовавших на инаугурации не сказал.

Да, область находится, казалось бы, в неплохих условиях. Хочется надеяться, что ее развитие на пути становления экономики знаний приобрело инерцию, достаточную для того, чтобы противостоять неблагоприятным воздействиям всякого рода внешних факторов.

Однако, например, по такому жизненно важному показателю, как бюджетная обеспеченность, жители области находятся на уровне ниже среднероссийского. В Сибирском Федеральном округе Томская область по этому показателю находится то ли на четвертом, то ли на шестом месте. И это — при том, что по налогам, которые регион платит в общефедеральный котел, наша область с населением чуть более миллиона человек находится в почетной десятке сильнейших или близко к этому.

В самом деле, в прошлом году в регионе налогов собрано около 110 миллиардов рублей. Из них 76 миллиардов ушло в федеральный бюджет. При этом стоит заметить, что такой гигант, как Красноярский край с населением 2,8 миллиона человек заплатил 54 миллиарда налогов, Иркутская область (2,5 миллиона человек) — 40 миллиардов, Кемеровская (2,8 миллиона человек) — 30 миллиардов. Кемеровчане даже вместе с омичами (около двух миллионов человек) заплатили меньше, чем мы.

Оказывается, в таком несправедливом раскладе виновато наше богатство — нефть и газ. Считается, что раз бог нас ими наградил, то мы уже в силу только одного этого факта живем хорошо. Однако при этом не учитывается специфика отчисления налогов именно за органическое сырье. Как не учитывается и то, что у вертикально-интегрированных структур центр образования прибыли в большинстве случаев находится там же, где находится и центр выстроенной вертикали власти — в столице нашего Отечества.

Продавить через Федеральное Собрание справедливое отчисление налогов почему-то никак не получается. Областей, где так или иначе имеют дело с нефтью и газом, около полутора десятков, а этого маловато для создания необходимого лобби. Наши же призывы к справедливости элементарно не находят понимания у тех областей, где нет ни нефти, ни газа. Педалировать же тему на уровне первых лиц государства считалось как бы не совсем корректным. Это как если бы горбуну указывать на то, что у него горб. Не случайно Виктор Кресс сказал об этом Владимиру Путину во время последнего визита премьера в Томск, то есть уже тогда, когда появилась ясность с завершением его деятельности в качестве губернатора. По словам самого Кресса, на таком уровне это было сказано впервые!

«А» сказано, теперь предстоит сказать и «Б». Оксана Козловская на инаугурации отметила не без намека на сложившийся в последнее время общественно-политический контекст страны: «Тренд обновления сегодня актуален и для Томской области, и для страны в целом. После избрания президента России мы ждем не только изменений в составе правительства. Люди ждут от власти стабильного развития и реального улучшения жизни для каждой семьи. И обмануть их ожидания мы не в праве». Как в таком случае поступит новый губернатор?

Он в довольно затруднительном положении. Те, кто ждет «от власти стабильного развития и реального улучшения жизни», его не выбирали. Его практически назначил президент, а утверждение его кандидатуры областным парламентом было чистой формальностью. По словам же члена Совета Федерации Владимира Жидких, тем, что президент назначил нам такую кандидатуру (томича, патриота!), «нам с вами оказали высокое доверие». Вот так: одни не выбирали, а другие — «оказали доверие». В таких условиях ответ на вопрос, кому губернатор, особенно, в период своего становления на новом посту, отдаст предпочтение, не так однозначен, как хотелось бы.

Раз Дмитрий Анатольевич выделил Сергея Анатольевича из массы претендентов, сочтя, что именно он достоин быть главой передового сибирского региона, то нам, томичам, хотелось бы быть уверенными в том, что он увидел в Жвачкине нечто большее, нежели подходящего, послушного и управляемого представителя сырьевого сектора. А самое главное, нам бы хотелось, чтобы новый губернатор сам ощущал себя таковым.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также