8 июля, понедельник
+20°$ 88,13
Прочтений: 5360

Выборы снова без выбора?

Оказались ли итоги выборов неожиданными? Или на фоне почти предреволюционной ситуации вполне ожидаемыми? Второе место у КПРФ — это шаг назад в нерадостное прошлое или просто ностальгические настроения стариков, массово привезенных на избирательные участки? Оппозиция, все больше напоминающая скопище городских сумасшедших, — наше собственное отражение в зеркале? Все эти вопросы крутились у меня в голове весь день выборов и в ночь подсчета голосов.

О росте протестных настроений среди избирателей партии власти, равно как и всем, кто относит себя к оппозиционным силам, было известно давно. Но ни те, ни другие не пытались привлечь озлобленный народ на свою сторону. «Единая Россия», за десять последних лет привыкшая решать проблему выбора административными методами, сделала ставку на них и сейчас. Еще во время обязательных дежурств на избирательном участке при массовой выдаче открепительных удостоверений можно было спрогнозировать, кто именно из депутатов гарантированно получит заветный мандат.

Вот подряд идут за открепительными энергетиками — по итогам их голосования на конкретном округе лидером становится Николай Вяткин. Вот коллеги по участковой избирательной комиссии, посмеиваясь, рассказывают о массовом прибытии на участок коммунальщиков с открепительными, выданными по всему городу — и Кирилл Новожилов снова входит в депутатский корпус. А вот уже ставшие традиционными автобусы с непримечательными российскими флажками собирают народ по тем районам, где еще неделю назад даже дороги чистить никто не хотел. И многочисленные обитатели Степановки, Хромовки, поселка ЛПК и улицы Угрюмова, обрадованные таким вниманием к себе, приезжают проголосовать. Конечно же, за партию власти.

Использовать негативный настрой этих людей против власти, вспоминающей о них лишь перед очередными выборами, оппозиция не смогла. Ей, по-большому счету, точно также нет никакого дела до граждан, которые замерзают без отопления, не могут вырваться из ипотечно-кредитной кабалы, до детей, прогуливающих школу... Да и своим видом «городских сумасшедших» оппозиция больше отпугивает, чем привлекает недовольных.

В день голосования на моем участке работали двое наблюдателей от якобы оппозиционных справороссов и яблочников, наблюдатель от скандального «Голоса». Мнение о них менялось трижды в течении дня. Первые часы работы казалось: именно так и должны вести себя настоящие оппозиционеры, показывающие пример борьбы с несправедливостью. После скандала у постели парализованной старушки, которую дама от справороссов требовала вынести куда угодно из комнаты, но обеспечить обязательную тайну голосования, стало попахивать некой неадекватностью. Ну а после озвученного требования немедленно вернуться на участок, дабы обеспечить ей самой законное право принимать вовремя препараты от альфа-облучения в Северске, желание восторгаться оппозицией окончательно пропало. Оставалось лишь сокрушенно вздохнуть.

Веселили, раздражали, а затем напугали действия оппозиционных представителей «Яблока». Девушке, вызывавшей видеосъемкой протесты со стороны избирателей и комиссии, я, как журналист, сначала сочувствовала. Однако число недовольных камерой, особенно среди мамочек с детьми, повсюду видящих педофилов, росло, а угомониться активистка не могла. Независимостью и журналистикой здесь и не пахло. А под конец у меня, напротив, зародилось мнение: не подослали ли ее «враги», дабы уничтожить любое постороннее наблюдение в принципе? Ведь не могла же девушка не понимать, что, отвлекая своими выходками внимание членов комиссии, среди которых половина представлена как раз теми самими партиями, что и наблюдатели, она попросту работает на руку тем, кто может и «вертушку» запустить, и «мозги прочистить» народу, привезенному в переполненном автобусе.

От вида такой оппозиции становится очень грустно. Грустно, что защищать права народа предпочитают скандалами, а не реальной помощью. Что вместо изучения законов о выборах представителей «Голоса» натаскивают на то, как спровоцировать конфликт на участке, привлечь внимание к себе, ибо о существовании такой организации многие люди просто не знают.

Конечно, число нарушений на этих выборах просто зашкаливает. Оно не может не зашкаливать, иначе бы даже этого числа голосов, чуть ли не вдвое меньших, чем в 2007 году, партии власти набрать не удалось. Но ведь не удалось и никаким другим серьезным силам выйти на первый план. Второе место у КПРФ, конечно, о многом говорит: о том, что ностальгия по периоду правления Егора Лигачева становится все сильнее, что образ «советского времени» становится краше и заманчивее. Но такой шаг в прошлое (представьте только связку Зюганов — Федоров!) просто пугает. Ну, явно не такое будущее хотели бы видеть умные томичи.

Каким оно будет, покажет ближайшее время. Несомненно, кадровые перестановки в руководстве области, провалившей выборы, неминуемы. Но вот адекватных кандидатур, способных вывести нас из кризиса не только и не столько экономического, а скорее социально-политического, пока не видно...

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также