Новому губернатору от дольщиков
Прошел еще один год обещаний и видимости забот о тех, кто поверил в прожект «Доступное жилье гражданам России», сдавал деньги на якобы строящиеся квартиры и пугался слухов, что цена за «квадрат», беспричинно подскочившая с десяти тысяч рублей в 2004 году до 55 тысяч в 2008-м, еще вырастет до 150 тысяч.
25 ноября прошлого года спикер областной думы Борис Мальцев все-таки признал, что в регионе порядка трех тысяч проблемных дольщиков. Но если вспомнить оговорку первого заммэра Евгения Паршуто, что официальная статистика по дольщикам отличается от реальной в три-четыре раза, то получим более или менее адекватную цифру. Она гласит: общее количество квартир по просроченным и брошенным стройкам Томска превышает десять тысяч.
29 ноября наш губернатор обсуждал с министром регионального развития проблему обманутых дольщиков. Звучали витиеватые фразы о несовершенстве законодательства. Тщательно обходилась тема мошенничества в томском строительстве. Вместо этого Виктор Кресс продвигал идею изменения закона, чтобы землю и само здание в случае банкротства застройщика можно было вывести из конкурсной массы.
Но на самом деле, многим дольщикам проданы несуществующие квартиры, под которыми нет даже земли, и выносить из конкурсной массы нечего. А недостроенные дома в процессе рассмотрения дела судом по заявлению дольщиков и так исключаются из конкурса.
Сегодняшний обман дольщиков в Томске тянется с 90-х годов. Мало кто помнит фирму «Квадро», дважды продававшую квартиры. Больше помнят «Багиру», торговавшую «воздухом». За это время местной властью не было сделано ничего, чтобы исключить и упредить появление обманутых дольщиков. Даже ФЗ №214 о долевом строительстве на территории Томской области не обязателен для применения на практике.
За последние годы у нас сменились начальники УВД и ФСБ. Появились новые прокурор области и мэр, но слова о доступном жилье, обманутых дольщиках, поддержке молодых семей и обещания навести порядок в строительстве никак не подкрепляются делами. До сих пор некоторые люди ждут квартиры, оплаченные пять-семь лет назад. Значит, наступил черед смены губернатора на такого, который на деле захочет и будет способен решить архиважную проблему жилья. Соседнее Кемерово тому пример.
17 декабря в столице прошло совещание с главами субъектов федерации по проблеме обманутых дольщиков. Томская область прозвучала на нем в числе самых проблемных регионов. Тогда же было заявлено, что Минрегион РФ намерен решить проблему обманутых дольщиков к середине 2012 года. При этом было сказано, что «регионам необходимо привлекать частных инвесторов и использовать в этом вопросе творческий подход». Интересно, что в переводе с чиновничьего на человеческий означает «творческий подход»? И что может стать для нового губернатора «творческим подходом»?
Частные инвесторы — это и есть дольщики. Но сегодня очевидно, что дольщики должны быть отдельно, а застройщики — отдельно. Задача застройщиков — строить, деньги дольщиков должны поступать строителям исключительно через финансовых агентов и под их контролем. Такова мировая практика.
Местная власть продает землю строителям, берет с них арендную плату, монополисты требуют плату за техподключения и строительство коммуникаций. Обоснованность всех этих «отъемов» у строителей — отдельная тема, но в силах местной власти сделать так, что все получают деньги после сдачи дома в эксплуатацию. Тогда у каждой стороны будет заинтересованность в конечном результате. И прежде всего, у чиновников.
Власти должны строго отслеживать целевое использование средств, собранных на конкретную стройку. Все остальное — воровство и мошенничество. Это очевидно, но нужен «творческий подход» в реализации данной меры.
Все договора частных инвесторов должны оплачиваться на 90% до сдачи дома и на 10% — после сдачи. И никак иначе! 10% — это приз на финише и гарантия достройки.
Нужно максимально ограничить участие ростовщического капитала в жилищном строительстве. Ссудный процент делает бедных еще беднее. Есть другие механизмы финансирования строек.
Нет другого способа быстро достроить брошенные дома, кроме как подключиться власти. С одной стороны, необходимо взыскивать «вдруг исчезнувшие» деньги, с другой — не дожидаясь возврата, обеспечить завершение строительства жилья за счет средств бюджета на возвратной основе.
Не будет жилья — не будет ни инновационной модернизации, ни кластерных инвестиций, ни нанотехнологического прорыва. Сейчас молодежь, опасаясь гнета социальной ипотеки, разбегается из Томска. Те же, кто не успел стать дольщиком, сохранили деньги, но потеряли веру, и теперь ищут применение своим сбережениям за пределами области.
Новому губернатору предстоит вернуть людям веру в действенность закона и надежду на развитие. Без них у нашего региона нет будущего. Как и у всей страны.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора