29 сентября, воскресенье
+8°$ 92,71
Прочтений: 8020

На допинге тщеславия

Футбольный мундиаль пройдет в России! Радостная шумиха, поднятая в отечественных СМИ по этому поводу, напомнила гул африканских вувузел. Но и на скандирование «Даешь чемпионат мира!», и на умиротворенный выдох «Россия в числе мировых грандов — наконец-то!» мне хочется ответить фразой из известного мультика: «А Баба-Яга против!»

В 2012 году Россия принимает саммит АТЭС, в 2013-м — Всемирную Универсиаду, в 2014-м — зимнюю Олимпиаду… Проведение в нашей стране чемпионата мира по футболу в 2018 году — это даже не пенальти в ворота российской экономики. Это нокаут. После которого еще живут, но уже не побеждают. Ну, да к странным решениям сверху нам не привыкать. Чего только стоит переход российского футбольного первенства на схему осень-весна, не говоря уже про вступление России в ВТО…

Да-да-да, большой футбол — это большая политика, большие амбиции, большие перспективы. Протрем глаза. Нам предстоит провести четыре крупнейших форума за семь лет. Масштаб грядущих финансовых вливаний — космический, счет идет на десятки миллиардов долларов. Тридцать лет назад в Москве с размахом прошла Олимпиада. Только сейчас появились публикации, что эти Игры обрушили экономическую мощь СССР. Сравнивать же материально-технические базы нынешней России и пятнадцати союзных республик как-то даже неловко.

Олимпийское движение по-русски — это воздвижение спортивных объектов. В результате чего обогатятся строительные корпорации. Краснодарский поэт Николай Зиновьев говорит суровой прозой: «Олимпиада в Cочи, на мой взгляд, не относится к спортивным делам. Судя по тому, как ведется строительство, эта территория будет отдана в частные руки олигархов. Тем обиднее уже сейчас читать перетяги: «Это наша Олимпиада!»

Первоочередные инвестиции — повторюсь, это огромные средства — мы направляем на спортивные праздники. Азбучная истина: если денег где-то прибудет, значит, их не хватит на что-то не менее важное. У нас что, «на зависть всем буржуям» обстоят дела в здравоохранении, культуре, системе ЖКХ?

Мало способствует воодушевлению и отсутствие сообщений о преодоленном мировом экономическом кризисе. Уверен, мы еще вспомним слово «секвестр» и выражение «отсутствие государственных гарантий». Во имя успеха всенародной стройки можно легко пожертвовать малым. Например, футбольной командой из Томска. А современные стадионы появятся совсем в других городах.

Годовой бюджет середнячка Премьер-лиги — три-четыре десятка миллионов евро. На строительство 16 современных стадионов в российской заявке на мундиаль фигурировали без малого четыре миллиарда евро. А еще — отели, дороги, аэропорты… Владимир Путин на пресс-конференции ФИФА говорил про предварительные десять миллиардов. Экономисты осторожно называют сумму вчетверо больше. Потратим, справимся. Ради одного месяца футбольной лихорадки.

Заработаем ли мы на чемпионате? Едва ли. Прибыли в Ванкувере, по сути, не случилось — и это была Канада! В России отбивают вложения не на спорте. Народ, забей на сальдо! У нас! Будет! Чемпионат! Мира! Мы — лучшие! Очень приятно радовать себя и гордиться собой, а уж повод мы придумаем. А потом одним сидеть на допинге тщеславия. Другим сидеть на хлебе и воде. Была команда затянуть пояса и песни. Ждем в Томске баннеров: «Копите деньги на билеты мундиаля».

Мы получили возможность провести мировой чемпионат. Но лучше бы нам провести ревизию. Слишком велика вероятность оказаться в дурацком положении. Говоря языком футбола — вне игры.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также