29 июня, суббота
+24°$ 85,75
Прочтений: 10327

Как чиновники выдают хаос за порядок

Градостроительство — область сложная и запутанная. Это даёт чиновникам безграничный простор для всевозможной демагогии, а иногда и откровенного вранья.

Вот выступает по телевидению главный архитектор города — как раз в связи с общественными слушаниями по Московскому тракту. И говорит, что после изменений Генплана на подходах к Татарской слободе устанавливается максимальная высота пятнадцать метров. Это вообще-то ложь. Потому что после изменений на подходах к Татарской слободе установлен регламент, в одном случае допускающий застройку до семи, а в другом — до десяти этажей. Чтобы обнаружить эту ложь, нужно залезть на сайт мэрии, отыскать там текст с расшифровкой регламентов, соотнести эти регламенты с картой города… Занятие довольно муторное, и сделают это немногие, а основная масса поверит главному архитектору на слово.

Недавно прошедшие общественные слушания, на которых с третьего раза администрации города удалось протащить решение об изменении высотных регламентов Московского тракта, являются хорошим поводом поговорить о градостроительной политике в нашем славном городе. Нам всем памятны громогласные заявления Николайчука и Паршуто о войне, якобы объявленной «точечной застройке», нормализации процедуры землеотведения и защите исторического центра города. Высотки, упорно продолжающие расти в заповедных районах Томска, объявлялись инерцией землеотводов, «сделанных при Макарове». Утверждение градостроительной документации должно было раз и навсегда обеспечить планомерность в развитии города и свести эти эксцессы к минимуму. По прошествии трёх лет можно судить, насколько эти заявления соответствуют реальному положению дел.

У Томска — статус исторического города. Строительная деятельность в таких городах должна быть согласована с задачей сохранения облика исторического центра (отмечу, что исторический центр Томска занимает лишь четыре процента всей городской территории). Этой задаче служит так называемый Проект охранных зон, налагающий на строительную деятельность в центре города целый ряд ограничений. Где-то новое строительство запрещается вообще, где-то оно ограничивается по высоте, где-то по материалу. На основе этого документа разрабатывается второй документ, который называется Генеральный план. В нём определяются общие направления и рекомендации по развитию города. Третий документ — Правила землепользования и застройки — конкретизирует эти рекомендации, устанавливая на городских территориях конкретные строительные регламенты и придавая им силу закона.

Эти три документа задают правила, определяющие строительную деятельность в городе и придающие ей осмысленный и планомерный характер. На их основе разрабатываются так называемые планировочные проекты, а затем — проекты строительства отдельных зданий. Если все звенья этой цепочки наличествуют и цепляются одна за другую, город развивается рационально, а частные интересы координируются вокруг чётко установленного фарватера городского развития. Увы — это не наш случай. В нашем случае в этой цепочке есть два серьёзных изъяна.

Первый состоит в том, что у нас до сих пор нет работающего Проекта охранных зон. Есть старый проект охранных зон, утверждённый ещё в 1982 году. Он — законный. Однако и «старая», и «новая команда» предпочитали его игнорировать — он, дескать, морально устарел: застройка исторического центра последних десяти лет шла вопреки этому проекту. Новый Генплан и Правила землепользования и застройки также этому документу не соответствуют. Под новый Генплан разрабатывался откорректированный Проект охранных зон, который до сих пор не утверждён. Уже этот факт делает градостроительную пирамиду крайне зыбкой и уязвимой с чисто юридической точки зрения.

Второй изъян — созданная «новой командой» система перманентной переделки градостроительной документации. Градостроительный кодекс предусматривает, что в случае особой необходимости в градостроительную документацию можно вносить изменения. Для этого существует специальная процедура, кульминацией которой являются общественные слушания. Новаторство томских чиновников состояло лишь в том, что они сделали эту «особую» необходимость постоянной и поставили переделку Правил землепользования и застройки на поток. Насколько мне известно, на сегодняшний день в них внесено порядка семидесяти мелких и крупных изменений. Наиболее радикальные из них связаны с изменением высотных регламентов в историческом центре города и вводятся по инициативе влиятельных застройщиков, по совместительству являющихся депутатами городской и областной дум.

В этом, пожалуй, и состоит суть градостроительной политики «новой команды». Градостроительная документация вроде есть. Но, во-первых, она не совсем легитимна, поскольку отсутствует её основание — утверждённый законным порядком проект охранных зон. Во-вторых, она находится в процессе постоянного приспособления к стремительно меняющейся конъюнктуре частных интересов.

Таким образом, упорядочивающая деятельность «новой команды» оказалась ограничена упорядочиванием бумагооборота. А в реальности мы имеем всё тот же градостроительный хаос и постоянно переделываемую и подделываемую под этот хаос стратегическую документацию. Этот факт сегодня не так заметен — скажите спасибо кризису, существенно понизившему строительную активность. Однако стоит только наметиться на строительном рынке оживлению — и он проявится в полную силу. С чем всех нас и поздравляю.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также