Гопники у нас не только «снизу», но и «сверху»
Пишешь книгу лет, эдак, несколько, весь выложишься. И вот вышла она, а никто ее тут, в Томске, и не заметил. Встречаешь друзей, знакомых, а они не поздравляют, они знать не знают о столь важном для тебя событии… А тут написал какую-то мизерную заметку про гопников на Дзержинке, и целую неделю каждый встречный мне говорил: «Читал, читал, Юлий! Молодец! Полностью тебя поддерживаю». Бред какой-то. Но раз так, продолжим.
Прежде чем обозначить очередную тему, хочу обратить ваше внимание на то, что среди комментариев к моему прошлому «углу» немало было таких, в которых говорилось, мол, «высосано из пальца…», «автор свой частный эпизод выхода на улицу намеревается выдать за мощную тенденцию…», «хочется спросить у автора, как часто он вообще выходит за пределы своей квартиры?» и т.п.
То есть многим почему-то показалось ненормальным то, что я написал не взвешенную, выдержанную аналитическую статью, а поделился своим сиюминутным наблюдением, тем, что меня обескуражило… Но я уверен, что так и надо — не выискивать темы, прикладывая к этому усилия, а говорить о том, что на поверхности, что шокирует, возмущает и злит именно тебя, здесь и сейчас. Говорить надо о себе любимом, затем обобщать, переходя от частного к общему. Возможно, у кого-то другой метод, а у меня такой.
Теперь — к делу. Если вы окажетесь возле вокзала Томск-1, то напротив магазина «Юбилейный» вы увидите здоровенную фотографию из серии «Я — из Томска». Голубоглазая грустная девочка. Это моя дочь. Грустная она оттого, что все четыре года своей жизни она стоит в очереди на детский садик, и все никак не получит там место. А ведь раз этот портрет видят прибывающие в наш город люди, то, видимо, Томск гордится этим ребенком? Какого ж хрена он не обеспечит его самым необходимым?
Говорят, в годы перестройки многие помещения детских садов перешли в частные руки. Черта с два! Четверть века назад мои сыновья ходили в детский садик на Карташова, возле 51-й школы, а теперь там районный суд. Выходит, садика лишила детей власть, а не какие-то там негодяи-бизнесмены.
Но я не о садиках, это частность. В «Энциклопедии Томской области» есть статья обо мне, о том, какой я распрекрасный, и книжек у меня столько-то вышло, и призы я такие-то получал — и как журналист, и как писатель, и про фильм, и про спектакль, и про диски… Я, выходит, прямо-таки достопримечательность этого города. Но когда год назад так случилось, что я искал работу, искал ее я долго и упорно, а нашел только в журнале «Город 3822», оппозиционном нынешней местной власти. Окей, не хотите, чтобы я работал на вас, буду работать против.
«Ах, ах, ах, обидели бедненького…», — поглумится кто-то в комментариях. Ну и пусть. А я, наконец, выхожу от собственной частности к общему. Почему люди, которые в этом городе делают нечто большее, чем «среднестатистический житель», не нужны его власти? Почему Коля Федяев здесь был не нужен, а в Новой Зеландии нужен? Почему Саша Бянкин прижился в Питере, а здесь не мог? Почему у нас нет улицы Виктора Колупаева, замечательного писателя-фантаста, издававшегося во всём мире — и в Японии, и в США? Почему нет памятника ему? Таких надо в школе изучать, а его сейчас даже дома перестают помнить… Кстати, если бы он не остался не у дел, если бы не был вынужден пахать на старости лет на своем огороде, он, возможно, был бы еще жив… И наш гениальный поэт Макс Батурин мог бы сейчас быть с нами, если бы люди относились к нему с пониманием его уникальности…
Вот к чему я клоню. В Томске аномальное число талантливых, выдающихся людей. И аномальное к ним отношение «сверху» — никакое. Опять же на своей шкуре я убедился в этом, когда искал деньги на съемку фильма «Волшебство Битлз в Томске», который сейчас номинирован на ТЭФИ. Не нашлось на него денег ни в «белом» доме, ни в «красном».
Исключение из вышесказанного правила — Леонтий Усов. Человек одинаково талантливый и удачливый, любимый народом и обласканный властью. Но это исключение только подтверждает правило.
А вывод, как это ни смешно, точно тот же, что и в прошлой моей заметке. Валить отсюда надо. Ибо гопники тут не только «снизу», но и «сверху». Хотя, если «нижних» не переделаешь, то «верхних» можно переизбрать. Надо бы. Да вот только народ имеет тех правителей, которых достоин.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора