29 сентября, воскресенье
+8°$ 92,71
Прочтений: 10769

Могильщик, ваш выход!

Подведены итоги работы экспертного совета межрегионального театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». В числе отобранных в достаточно обширную программу феста – ни одного спектакля из Томской области.

Среди 17 участников «Транзита» – уже давно и прочно зарекомендовавшие себя живыми, творческими коллективами Омский академический драмтеатр, Екатеринбургский ТЮЗ, новосибирские «Красный факел» и «Глобус». Отличительной особенностью фестиваля, ставшего преемником популярного «Сибирского транзита», стало значительное расширение границ. Теперь этот форум собирает представителей трех огромных регионов - Урала, Сибири и Дальнего Востока. Конкурсный отбор прошли театры Красноярска, Минусинска, Барнаула, Новокузнецка, Норильска, Прокопьевска… Всего же экспертным советом «Транзита» было отсмотрено 73 спектакля, пять из которых заявила Томская область. И вот такое фиаско...

Помнится, ровно девять лет назад сибирские театры, впервые за долгие годы собравшиеся вместе, пребывали в эйфории от рождения нового фестиваля. И не было чужих на том празднике жизни. А я написал короткий стишок «Вопрос фестивалю»: «Согласен, мы все – пилигримы! Понять не могу одного: ведь слово «транзит» – значит «мимо». Скажите мне – мимо чего?» Вопрос сочли дружеским шаржем.

А ведь войти в число участников «Ново-Сибирского транзита» у томских театров шанс был, да еще какой! Членом далеко не каждого экспертного совета приглашают стать театрального критика из Томска. Профессор Валентина Головчинер так прокомментировала итоги конкурного отбора: «Томск показал недостаточно высокий уровень спектаклей». Вот так Томск театральный оказался в одной компании с городом Шадринском. В этом же списке неудачников Чита, Улан-Удэ…Театральные задворки России.

Конечно, как заметил известнейший критик Олег Лоевский: «Был бы другой экспертный совет – были бы другие спектакли в афише. Но это афиша качества. Никакой политики и минимум компромисса! И для остальных театров это повод задуматься – а почему нас нет на этом фестивале?» Переводя с театрального языка на спортивный: «А вам слабо?»

На всю Россию известен самобытный московский театр, носящий эпатажное название «Около дома Станиславского». Всей стране становится понятной и другая ситуация. Если проводить параллель со столицей, можно сказать, что сегодня все томские храмы искусств составляют один большой «Театр около системы Станиславского». Печально слышать, проходя мимо очереди театров, выстроившихся за призами серьезного фестиваля, убийственную характеристику: «Вас тут не творило!»

Афиша «Сибирского транзита» всегда складывалась из двух частей. Одни приезжали себя показать (Омск, Новосибирск, Красноярск), а, к примеру, Барнаул и Иркутск – на других посмотреть. А кто-то и постоянно переходит туда-сюда. Но важно другое. На сегодняшний день Томск не в состоянии попасть ни в одну из этих команд. А это уже диагноз.

В начале я противопоставил живой, творческий коллектив Омской «академии» томским театрам. Антоним живому известен даже детсадовцам. И вроде как автору следовало бы «помнить о вечном», исходя из нетленного латинского изречения «о мертвых либо хорошо, либо ничего». Да, хоронить какой бы то ни было театр не стоит даже самому строгому критику. Но мне кажется, что не хоронить переставшего жить – для любого человека совсем уж за гранью добра и зла.

И вот теперь о главном. В приличных труппах во время спектакля помощник режиссера приглашает артистов на сцену. К примеру, в процессе «Гамлета» на весь театр могли бы прозвучать по радиотрансляции слова: «Сцена ухода Короля с Королевой и Лаэрта. Приготовиться двум могильщикам». Но в Томске сегодня ставят не Шекспира. А вспомнить классика меня заставили итоги отбора на «Транзит». Как ни крути, но не попавшие даже в конкурсную афишу этого далеко не самого пафосного фестиваля – это даже не массовка на сибирской сцене. Так, вспомогательный состав. Именно так называют тех, кто годится в театре только на роли могильщиков.

Допускаю, что для руководителей театров, отцепленных от «Транзита», все эти разговоры – как мертвому припарки. Томск вне игры – это факт, и с ним не поспоришь. Но ведь лицо театра определяют не только режиссер и директор. Когда-то поклоны в конце спектакля означали такую позицию актеров по отношению к публике: «Благодарю за внимание, честь имею кланяться». Похоже, сейчас в Томске помнят лишь первую часть этого высказывания. И вряд ли это можно считать проблемой каждого томского театра в отдельности.

Томская власть оригинально ответила на вопрос, чего же не хватает для успеха томским театрам. В день объявления имен участников «Ново-Сибирского транзита» в Томске состоялась премьера «Анны Карениной». Главную роль в этом тюзовском спектакле играет руководитель областного департамента культуры Андрей Кузичкин. Посмотрим, как будет оценен экспертным советом «Транзита» такой вклад томских властей в искусство. В числе конкурентов у Томского ТЮЗа – краснофакельский «Маскарад», где на роль Арбенина приглашен Александр Балуев…

Но это уже вопрос из туманного будущего. Пока же известно, что во второй половине мая в Новосибирск съедутся участники фестиваля «Ново-Сибирский транзит». А это значит, завяжутся новые знакомства, возникнут новые идеи, жюри во главе с профессором Бартошевичем раздаст призы… Но томских театралов все это не коснется.

Кто-то скажет: не стоит перегибать палку, не все так плохо. Вот сразу после «Транзита», 1 июня, в Улан-Удэ стартует второй фестиваль детских театров «Сибирский кот», также собирающий лучшие спектакли всей Сибири, в числе которых оказалась и постановка Томского ТЮЗа. Но, полагаю, творческие заслуги этого театра особенно выгодно подчеркивает тот факт, что в числе учредителей «Сибирского кота» есть и тюзовский директор Светлана Бунакова. А вот со спектаклем «Дракон», собравшим призы на последней «Маске», на «Транзите» случилась обратная история. Лучший томский спектакль не выдержал сравнения с другими постановками.

Вместо заключения вернусь к вопросу, мимо чего же едет «Ново-Сибирский транзит»? Кажется, теперь ответ ясен: мимо домашних радостей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также