Магазин шаговой недоступности
В известном кинофильме «Служебный роман» героиня Оленька прибегает на работу с сумками и убегает с ними в перерыв, чтобы купить что-нибудь из продуктов. Между прочим, это примета 70-80-х годов. Что-то купить из продуктов можно было только в центре и только в рабочие часы. Так называемые «магазины шаговой доступности» появились у нас вместе с перестройкой (не считая тех, что уже были раньше, а таких, увы, насчитывалось немного). Со временем и тетки с авоськами исчезли как класс...
И вот снова перемены — появились крупные сетевые магазины «Лама», «Абрикос» и т.д. Я вовсе не против супермаркетов. Но хочу заметить, что их появление сразу поделило покупателей на «лошадных» и «безлошадных». Вы, конечно, можете прийти в супермаркет и на своих двоих, но тащить купленное до дома в общественном транспорте — радости мало. Словом, магазины шаговой доступности по-прежнему нужны, и во время кризиса, может быть, нужны еще более, чем раньше.
Между тем, один за другим они исчезают. Нет больше продовольственного на улице Артема (почти на пересечении с улицей Усова). Исчез небольшой магазин в подвальчике на улице Розы Люксембург. Да, впрочем, любой из читателей сам сможет назвать адреса, где раньше стояли продуктовые и овощные лавочки и павильончики, а теперь их нет. Про поддержку малого бизнеса (а маленький магазин — это, как правило, малый бизнес и есть) говорится много, вот только исчезающие из нашего быта магазины шаговой доступности свидетельствуют об обратном.
На прошлой неделе в микрорайоне, что расположен за детским лечебным центром на Елизаровых, произошло интересное событие. Административные органы попытались «наехать» на крошечный павильончик, где лет восемь торгует овощами Мурат. На его торговую точку покушались не однажды. Первый его киоск кто-то попросту сжег еще в начале нашего века. Мурат перенес свой ларек немного подальше, и начав с нуля, продолжал торговать свежими овощами и фруктами. На время от него вроде бы отстали. Теперь сыр-бор вновь разгорелся, когда Мурат начал строить павильончик размерами «аж» в 48 кв. м! Кому вдруг понадобились 48 кв. м в тупичке, где его ларек никому не мешает? Загадка! Об этом уже был сюжет по ТВ-2 и, как сказали коллеги, ситуацию они держат под контролем.
Елена Казекина, жена Мурата, рассказала о том, что происходило накануне нашего с ней разговора:
— Вчера приехала представительница Кировской районной администрации, но что конкретно ей было нужно, я не поняла. Она измеряла наш киоск и тот, что строится. Увидев это, люди окружили ее. Народу было очень много, все требовали оставить Мурата и его киоск в покое. Не знаю, кому наша торговля помешала? Мы на ней не нажились: как жили в коммунальной квартире, так и живем с двумя детьми. Огромное спасибо жителям микрорайона, которые вышли на защиту. Честно говоря, не ожидали такой поддержки. Сегодня я сходила к нашему депутату Резникову, и Владимир Тихонович сказал, что ему нужно письменное заявление от его избирателей, которые хотели бы сохранить Муратов киоск.
С этим проблем, думаю, не возникнет. Потому что, когда по микрорайону только пронесся слух, что Мурата «сгоняют» с его площадки, за считанные часы люди собрали 400 подписей! Сказал свое слово и представитель общественности, бывший заместитель генерального директора НИИПП Виктор Емельянович Высоцкий.
— Наше предприятие строило эти дома, и здесь в основном живут его сотрудники, в том числе и я. Если убрать киоск, овощи и фрукты придется покупать на рынке и нести через весь квартал. В районе много пожилых людей, им это просто не под силу. Поэтому будем бороться за Мурата, насколько хватит наших сил.
Жители настроены решительно и заявили, что готовы отстаивать полюбившуюся торговую точку даже путем перекрытия улицы Елизаровых. И вот возникает у меня вопрос: почему десятки магазинов шаговой доступности исчезли без следа, а Муратов киоск вызвал такую волну общественной поддержки?
Возможно, потому что сам Мурат, тихий и спокойный, трудоголик, который открывает свой павильончик затемно и торгует до самой ночи, людям пришелся ко двору (в буквальном смысле!).
Возможно, и потому, что таскать с рынка овощи и фрукты (которые, к тому же, там дороже) довольно тяжело и неудобно.
А может, маленький киоск у пешеходной тропы на пути к дому стал «делом принципа»? Той последней каплей, которая переполнила чашу терпения, когда люди готовы даже «экстремистским» путем «отбивать свои пяди и крохи»?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора