29 июня, суббота
+23°$ 85,75
Прочтений: 7567

«Мерседес» трамваю не товарищ

В 1995 году депутаты городской думы предложили дополнить уставной пункт о праве мэра утверждать тарифы на ЖКХ и проезд в городском пассажирском транспорте словами: «с согласия думы». Но мэр не допустил ущемления своих полномочий, и поправка не прошла.

В новой редакции устава соответствующий пункт сохраняет право мэра единолично устанавливать тарифы. Хорошо помню вновь возникшие в 2001 году споры — устав лишал думу права участия в тарифной политике! Так сказать, не холопское это дело, а государево. Трое депутатов (из них двое «безлошадных», привыкших к трамваям и троллейбусам) сопротивлялись, но большинство поддержало мэра. Ещё бы! Для владельца «Мерседеса» и даже «Жигулей» все эти трамваи-маршрутки — просто помеха.

Но хотя начал я эти заметки с юридической составляющей (власть — мэру!), дело-то не в уставе и чьих-то правах, а в социально-экономической составляющей. Дешевый транспорт для простых людей не вписывается в рынок! Идеология рынка — прибыль. А реальная стоимость проезда в любом виде транспорта, как и стоимость ЖКУ, очень высока, извлечь из этого бизнеса прибыль сложно. Как же быть?

Первый и очень простой путь — ликвидировать хотя бы часть городского транспорта. Что и было успешно сделано в Томске, ведь у нас почти нет городских автобусов. Ходите, граждане, пешком или ездите на такси, в том числе маршрутных.

Второй путь — советский. Оплата — символическая (в Томске 3 копейки трамвай, 5 — троллейбус, 6 — автобус). Чтобы забывшие о копейках поняли, поясню: бутылка водки (увы, главная российская валюта) была эквивалентна ста поездкам на трамвае (сегодня — двенадцати). То ли водка подешевела, то ли транспорт подорожал. Наивно думать, что эти копейки обеспечивали достойную зарплату персоналу, обслуживание инфраструктуры, приобретение подвижного состава и т.п. Просто убыточность транспорта покрывалась из бюджета, экономившего на управлении, представительских расходах, на особняках, дворцах, яхтах, на оплате труда ученых, деятелей культуры и прочее.

Третий путь — «цивилизованно-капиталистический». Раз уж господа, эффективные собственники, отказались от всего планового, отдав экономику рынку, то извольте взять на себя транспортные и коммунальные расходы! Собрали же вы 315 млн рублей на футбол! Спасибо, вы не только поддержали любимое народом зрелище, но еще и обеспечили модные сейчас «брэнд» и «имидж» Томска. Вот и поддержите любимый народом транспорт! И обеспечьте сотни рабочих мест! Да, недавно нам сообщили, что город за 136 млн купил 10 трамваев и 19 троллейбусов. Что можно сделать за 315 миллионов?!

Но решили проще. Повышение стоимости проезда неизбежно. Власть насчитала на 33 процента, на 3 рубля, бизнес — на 133 или на 12 рублей. Такая вот точная арифметика. Кто будет платить? А те, кто ездит. Пусть рентабельность бизнесу обеспечивают пенсионеры, школьники, учителя, студенты, словом, малоимущие. Итак, трамвайный билет по воле власти стал стоить 7 рублей. А о проезде на маршрутке (тут священное право собственника!) власть пока договорилась за 12. Вы догадались, кому было выгодно заменить муниципальные автобусы частными маршрутками?

Да, жизнь дорожает. Но удорожание билетов есть хищничество и безнравственность. Забыв, как ездят в общественном транспорте, кое-кто забыл и о его опосредованной рентабельности, состоящей в том, что доехав быстро, удобно и недорого к месту работы, учебы или домой, пассажир сохраняет хорошее настроение, ему легче трудиться, учиться. Ему комфортнее жить! Значит, надо не цены на билеты повышать, а помогать городскому транспорту. Дешевый проезд (не транспорт, а именно проезд!) выгоден вовсе не пассажирам, а всему обществу. Но в России далеко не все понимают, что хорошее настроение людей тоже рентабельно. А у плохого, как нас учит опыт, бывают крайне тяжелые последствия.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также