5 октября, суббота
+6°$ 94,87
Прочтений: 7068

Детство c тобой — всю жизнь

Мысль не новая, но правоту утверждения еще никто не отменял. Говорят, судьбу не обманешь. Но повернуть ее по-своему все-таки можно.

...Недавно познакомилась я с замечательной семьей из Томского района, из самой, что ни на есть, глубинки. Три года назад Андрей и Елена, имея своих детей — двух мальчиков и девочку, взяли на воспитание трех сирот — девочек. Оба работают в школе, так что особого богатства нет, но в доме тепло, чисто и уютно. Ребятишки — нарядные, шумные — бегали из комнаты в комнату, и никаких комплексов «сиротки» у них не просматривалось.

— Когда вы брали детей, никто не мог знать, что кризис начнется. Конечно, на каждого приемного ребенка государство какую-то сумму выплачивает, но по нынешним временам этого вряд ли достаточно. Да и своих детей надо растить… Не боитесь, что не справитесь?

— Знаете, я перестал бояться много лет назад, — ответил Андрей, — в начале 90-х, когда мы с Леной только начали жить вместе. Она еще училась в колледже, а меня с работы сократили. Были дни, когда сидели, буквально, на хлебе и воде. Но мы были вместе и выстояли. А в 1998-м кризиса даже не заметили. Работали много, подрабатывали, огород свой, сад… Так что никаких кризисов мы не боимся.

— А ответственности? Ведь назад детей не отдашь. И я бы еще поняла, если бы своих не было, но у вас двое прекрасных сыновей и дочка. А теперь такая большая семья — шестеро ребятишек!

— Я выросла в семье, где росли девять детей, была — вторая, — сказала Лена.

— А я вообще детдомовский, — добавил Андрей.

И вся ситуация для меня тут же высветилась. Эти двое имеют из детства очень редкий и полезный навык — навык жизни в большой семье. Но самое главное в том, что они его используют! Используют в полной мере, проживая свою судьбу на максимуме!

— Родителей не искали? — спрашиваю у Андрея.

— Нашел, когда вырос. Я и приехал сюда к матери, тут она жила с братьями, сестрами…

— Обида-то осталась, наверное?

— Да нет, я же не судья. У меня своя жизнь.

...И вспомнилась другая многодетная семья, с которой познакомилась как раз десять лет назад, во время прошлого кризиса. В редакцию обратилась мать девяти детей за помощью. Когда начала разбираться, выявилась неприглядная картина. Соседи не раз обращались в разные инстанции, чтобы детей забрали от матери. По их заверениям, женщина пила, дети побирались, отцы у них были разные. Старший уже пристрастился к наркотикам, а дочь в шестнадцать родила и жила с малышом здесь же, у матери.

— Как вы относитесь к тому, что сын «колется»? — спросила я женщину.

— В жизни все надо попробовать, — спокойно возразила она.

Но если вы думаете, что я собираюсь из этого выводить какую-то мораль, ошибаетесь и вот почему. Как говорили соседи, дети были «хитрые». Лишь только приезжала «казенная» машина, чтобы забрать их в приют или интернат, они моментально исчезали из дома, прятались кто где, и найти их было невозможно. Дело в том, что при всей грязи, нищете, скандалах, которые царили в доме, — они ЛЮБИЛИ свою мать. Дети, вместе с матерью, считали, что живут нормально, и почему посторонние люди к ним «вяжутся», они искренне не понимали.

И вот эта мать рассказала мне о собственном детстве. И все встало на свои места. Ее мать отдала в детдом, а сестру (от другого брака) оставила. В детдоме были тюремные порядки, и однажды, не выдержав издевательств, она сбежала. Через всю область, на попутках добралась до Томска, а в городе каким-то чудом нашла свою мать. Но та на следующий же день снова отправила ее в детдом...

— Я в ноги кидалась, — вспоминала женщина, — говорила, что служанкой буду, полы буду мыть, ухаживать за ней и сестрой, а она меня опять сдала…

Казалось бы, детство, каким бы оно ни было, ушло в прошлое, она — взрослый человек, имела специальность, несколько раз выходила замуж… Но атмосферу своего невеселого детства перетащила во взрослую жизнь, что называется, «под копирку», и воспроизвела ее теперь уже для своих детей.

— Может, вам на время отдать старших в интернат? — спросила я. — Хотя бы, пока работу найдете?

Женщина посмотрела на меня, как на врага:

— Да чтобы я родных детей куда-то сдала!?

Как ни странно это кому-то покажется, она тоже их любила. При всех тычках, пинках и оплеухах, при постоянной ругани она жизни без них не представляла.

И подобных историй можно привести немало. Но не помню ни одной, где бы человек «избавился» от памяти своего детства. Другое дело, что этот багаж можно использовать как по минимуму, так и по максимуму...

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также