И милость сердца призывал
Известие о кончине Патриарха застало меня в художественном музее, в зале русской иконописи. Когда стояла у спасенной в безбожные 30-е иконы. Такое обстоятельство показалось символичным.
И сразу как будто прожектором выхватило из памяти полдень 13 мая 1991 года. В числе других журналистов я присутствовала на освящении закладного камня на Новособорной площади. Кажется, тогда она носила еще имя Революции. Чин освящения совершал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Было жарко. От жары, несвойственной для этих чисел мая, у меня потекла паста из шариковой ручки. Я записывала слова и действия Святейшего Патриарха в блокнот, а паста капала мне на платок, платье, не говоря уже о том, что мои руки все были в пасте…Досадное обстоятельство смазало в буквальном смысле торжество момента. Почему в первую минуту известия о кончине великого человека я вспомнила эту ничтожную деталь? Быть может, потому что она связала лично меня с ним.
Алексий II в той проповеди говорил о вещах понятных каждому человеку. О милосердии. Но не о фондах и акциях, не о внешней, показательной доброте, а о милости сердца, о работе души, о вере, которая жива только делами. Он не был великим оратором, не владел искусством публичных выступлений, но искренность его слов была очевидна каждому.
Это был первый его визит в Томск, да и в Сибирь вообще. К тому времени, в «должности» Патриарха Алексий II состоял год с небольшим. И начал свое служение с того, что стал собирать православные земли. До посещения сибирских обителей, Святейший Патриарх побывал в Белоруссии и на Украине. Они еще не были отдельными государствами, но центробежный процесс уже начался. До соглашения в Беловежской пуще оставалось восемь с половиной месяцев, а до путчевого августа 91-го – всего четыре. СССР распался, а территория РПЦ осталась в тех же пределах.
Сегодня, когда в православных храмах каждый день служатся поминальные молебны в память почившего Предстоятеля Русской церкви, в Интернете, в том числе и на Городском портале «В Томске», появляются мнения скептиков, дескать, почему ему такие почести, как государственному деятелю. Некоторые даже высказывают предположение, что такой подход (общенациональный траур в день похорон) ущемляет права других верующих и атеистов, и даже способствует разжиганию межконфессиональных распрей. Последнее утверждение – полный бред. На встрече с представителями 15 конфессий Томска 12 декабря я спросила, не обидел ли, не ущемил ли их указ президента Медведева? Представители евангелической церкви и адвентисты 7 дня заявили, что они очень уважали Святейшего Патриарха и молятся за него и за Русскую православную церковь в эти дни. Ни иудеи, ни католики, ни тем паче мусульмане не сказали, что службы в православных храмах могут привести к волнениям.
Люди же, которые презрев незыблемое правило «об умерших или хорошо, или ничего», повторяют слухи о связях Алексия II с КГБ, грязно намекают на его нерусскую фамилию Ридегер, видимо, на минуточку забыли, что предки Святейшего Патриарха начали служить России еще в петровские времена. Да и вряд ли у них есть на руках доказательства связи Патриарха с КГБ. Подобный подход и подобные оценки иначе, как смердяковщиной не назовешь.
Уважаемые скептики, вспомните, что Алексий II окормлял православную паству России в течение 18 лет, что собирательное движение Патриарха Московского и всея Руси шло в пику центробежному политическому движению, которое началось еще при Горбачеве, что ему удалось ликвидировать раскол и примирить Зарубежную православную церковь и РПЦ. Алексий II при Ельцине, Путине и Медведе вел свою линию. Линию на укрепление православия. По ситуации в Томске можно судить об успешности этой стратегии. Ко второму его визиту у нас уже действовало около 80 приходов (а не два, как в 91-м), была воссоздана Томская епархия и возродилась с благословения Патриарха Томская духовная семинария.
Со стороны многим казалось, что Алексий II за одно с главами государства. Отсюда и обвинения в его адрес. Но вспомните, как РПЦ и Святейший Патриарх повели себя во время войны с Грузией и после нее. На просьбы Абхазской и Юго-Осетинской церквей о принятии их в лоно РПЦ Московская Патриархия ответила отказом. Русская церковь не стала нарушать территориальную целостность Грузинской. Да, Алексий II и Илия II, Патриарх Грузии, были друзьями, и глава грузинской церкви прилетел на похороны не только по чину, но по велению сердца. И все-таки не в одной дружбе дело. Как отмечают все представители духовенства, Алексий II обладал даром миротворца, умел слушать и слышать, умел договориться с людьми разных убеждений. Символично в этом плане решение Эстонского парламента о переименовании в честь Патриарха одной из улиц в Таллинне. Даже смерть Святейшего стала еще одним миротворческим актом.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора