23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2975

Елань восстановили, Юрточную срыли

Сезон восстановительных работ завершен. Подведены его итоги. Еще одиннадцать домов отреставрировано. Николай Закотнов успел отрапортовать об этом не только губернатору на совете по сохранению деревянного зодчества, но и советнику президента на совещании в Москве. Советник остался доволен. Губернатор не очень. Всего «три с минусом» поставил за восстановление. Потому что вблизи видны не только покрашенные наличники, но и проблемы, которых с каждым восстановленным домом меньше не становится.

Главная проблема в том, что сезон разрушительных работ продолжается. Его плоды будем пожинать вскоре. Например, когда Юрточная гора перестанет быть горою, и когда Татарская слобода освободится от груза деревянных памятников.

- Я совершенно убеждена, что мы потеряем не только Татарскую слободу, но и проспект Ленина из-за развернувшегося строительства, - предупредила губернатора, главного архитектора Томска и всех участников совета доцент ТГУ, этнолог Элеонора Львова.

Из своего окна Элеонора Львовна каждый день, начиная с прошлой зимы, видит, как планомерно и методично срывают гору, на которой стоит ее дом, и седьмой корпус ТГУ (здесь учатся будущие журналисты), и два памятника деревянного зодчества, и детская стоматологическая поликлиника, аптека, построенная Лыгиным. Под угрозой оползня вся «бровка» проспекта от «Пассажа» до Ленина, 66.

Угроза не мифическая. Стоит пройти мимо детской стоматологии, и увидишь две опасные трещины, разрезавшие здание от чердака до фундамента, и с каждым новым этажом здания, который возводит «Паводок», трещины становятся больше. Но ни это очевидное обстоятельство, ни сигналы, которые регулярно подает общественность Томска (выступление на советах, в газетах, письма в прокуратуру и обращения к руководителям города и области), не слышат люди, которые должны принимать ответственные решения.

Обсуждая проблему только деревянного зодчества, как-то забыли обсудить проблему сохранения историко-культурного ландшафта.

- Является ли у нас объектом историко-культурного наследия главная улица - проспект Ленина? – задала риторический вопрос Львова на совете, где подводили итоги реставрационных работ. - Когда к нам приезжали специалисты мирового уровня, занимающиеся проблемой сохранения культурного наследия, то говорили, что в каждом городе есть 700 метров заповедных, которых ни в коем случае нельзя касаться перестройкой и раскопками.

Львова привела несколько фактов, которые свидетельствуют, что понятия охранных зон остаются только на бумаге.

На улице Источной, которая лежит у подошвы Юрточной горы и является буферной зоной перед Татарской слободой, успешно защитили свой проект 6-ти этажного дома ООО «Паводок». Но то, что построено вместо проектного здания, не поддается уму и разуму. Когда «Паводок» начал строить, начал вбивать сваи (а не вкручивать, как им рекомендовалось), хлынула чистейшая вода. Это было в феврале месяце. Во всех домах по улицам Источной и Татарской уровень воды в подпольях поднялся.

Как будет решаться судьба сохранности деревянных домов? В них на сегодня нет холодной воды, и туалетов нет, хотя отопление есть. Что будет с оставшейся частью Юрточной горы? На эти вопросы Львова не получила ответа ни в мэрии, ни в областной администрации.

Между тем, напомнила этнолог, Татарская слобода находится на полуострове. Место, где располагалась автобаза и где пока находится автобаза почтовой связи - это цепочка забутованных озер, а когда-то была речка Источная. На карте города начала ХХ века видно, что здесь были озера, где местное население рыбачило.

Зато известно, что продана и уже расчищена территория по улицам Трифонова и Источной. Здесь предполагается возвести бетонно-стеклянный каскад.

Прямо напротив мэрии несколько лет стоит «необлагороженная» территория бывшего садика. И именно там, по слухам, собираются строить гостиницу. Те же слухи доносят, что строители хотят обратиться к жителям дома, где располагается «Пассаж», чтобы расширить территорию для парковки автомобилей. Предполагаемое строительство развернется впритык с Домом офицеров, памятником федерального значения, который уже сегодня разрушается без внимания со стороны федерации.

- Мы уничтожаем Татарскую слободу сейчас, сегодня. И если сюда еще войдет грандиозная стройка, то мы можем совершенно не заботиться о сохранении Татарской слободы.

Если бы эти речи слышали в Москве (а не только победные реляции господина Закотнова, биолога по образованию), то наверняка в журнале «Русский репортер» не появилось бы утверждение, что Татарскую слободу вместе с Еланью уже отреставрировали.

Подводя итоги совета, Виктор Кресс согласился с Элеонорой Львовой, что сохранять надо не только деревянное зодчество, но и историко-культурный ландшафт, и попросил главного архитектора Томска Владимира Корнева и заместителя мэра Евгения Паршуто уже в 2009 обязательно начать ремонт инженерных сетей в Татарской слободе. Но ни слова не сказал о ведущемся и предполагаемом строительстве в этой охранной зоне.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также