28 ноября, четверг
-4°$ 108,01
Прочтений: 3684

Бензин подешевел. Кто виноват?

Неделю назад в Томске подешевел бензин. Хоть и медленно, со скрипом, но цена на главное топливо всё-таки поползла вниз.

Status quo

Пионером в этом нелегком, но нужном деле (а кому хочется терять сверхприбыль?) стала «Газпром нефть», владеющая сетью АЗС под брендом «Сибнефть»: во вторник цена на самую популярную марку бензина АИ-92 упала на рубль – с 22 рублей до 21. Вслед за конкурентами цены снизила ещё одна крупная томская сеть АЗС – «ЛУКойл».

Вслед за «Газпром нефтью» и «ЛУКойлом» вниз поползли цены и на других сетях автозаправок. Также во вторник цены на бензин снизила «Олеандр», в среду – крупнейшая сеть «Томскнефтепродукт ВНК», принадлежащая госкорпорации «Роснефть», ELKA, ТТЗК и другие.

Таким образом, сейчас цена на АИ-92 колеблется от 20.90 до 21 руб., на АИ-95 – от 23.90 до 24 руб.

Пожалуй, это самое существенное снижение стоимости бензина за последнее время. В последние полгода цены на ГСМ если и снижались, то на считанные копейки, да и то на пару-тройку дней. Зато если повышались, то чуть ли не на рубли.

Причина

С чем же связана такая благодать? В конце прошлой недели президент Дмитрий Медведев в буквальном смысле отчитал правительство, и, назвав ситуацию с ценами на топливо «безобразной», потребовал снижения цен на внутреннем рынке в течение 2 недель. При этом основным критерием, на который ориентировался президент, оказались мировые цены на нефть. По мнению Медведева, раз несколько месяцев назад нефть стоила $140 за баррель, а сейчас цена снизилась почти в 2 раза, нужно предпринимать конкретные меры. Какие именно – глава государства не уточнил. Но потребовал от правительства выяснить, нет ли сговора между топливозаправщиками. А также от антимонопольщиков – проверить, нет ли сговора среди нефтяных компаний.

По данным службы энергетической информации агентства «Интерфакс», по состоянию на пятницу (на момент опубликования материала торги ещё не начались) нефть дешевела после роста в четверг – «цена спотовых контрактов на российскую нефть Urals (c.i.f. порты Средиземноморья) в четверг составила $63,35 за баррель, что на $2,12 ниже цены spot в предыдущий день».

Действительно, почему бы не снизить цены на бензин, если уж нефть так сильно подешевела? И почему бы не снизить раза этак в 2, как это произошло с нефтью? Ан нет, не всё так просто. Наш российский потребитель фактически не ощутил никакого эффекта от падения мировых цен на нефть за последние 3-4 месяца. А всё почему? Да потому что нефтяные компании просто-напросто хотят заработать, получить не просто прибыль, а сверхприбыль. Такова уж культура российского бизнеса – у нас все хотят заработать больше, чем можно - слишком большие аппетиты.

Впрочем, так долго продолжаться не могло. По оценкам некоторых экспертов, в том числе и президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуша, «внутренний рынок нефтепродуктов у нас затоварен, и оптовые цены на бензин должны были пойти вниз». Толчком этому снижению и стал «втык» от президента, который, к слову сказать, сделал своё заявление в нужном месте и в нужное время, добавив лишний процент к своему рейтингу.

Что творится…

Правительство взяло назидание президента «на заметку», а антимонопольщики сделали «под козырёк». Правда, пока только федеральные.

О как таковом сговоре нефтяников пока говорить рано – уверены в томском антимонопольном управлении. Цены на бензин не являются критическими, хотя, считает начальник отдела по экономическому надзору УФАС Сергей Паньков, бензин всё равно стоит дороговато: «Мы не считаем, что они нормальные. Мы ведём работу по нормализации этой ситуации. Мы считаем, что они превышают разумную цену на данный момент. Ведь сейчас снижение цен происходит на оптовом рынке - более быстрое снижение, чем на розничном».

В том, что бензин стоит дороговато, Сергей Паньков прав. А вот насчёт снижения цен на оптовом рынке готов поспорить. Томские (впрочем, как и все российские АЗС) не торопятся снижать розничные цены на бензин. И дело тут не только в том, что они хотят заработать. Розничные топливозаправщики вынуждены не снижать цены из-за того, что перерабатывающие заводы, несмотря на все уверения властей и УФАС, цены не снизили. Хотя «сверху» на них и поддавливают. Чтобы не быть голословным, приведу слова владельца одной из автозаправочных сетей (Сибирь и Томская область): «Цены на бензин падают по указке «сверху». И в данный момент прямой связи с мировыми ценами на нефть нет. Об этом говорит хотя бы то, что оптовые цены не упали. Нефтеперерабатывающие заводы их не снизили, упала только розница. Причем изначально в тех компаниях, которые имеют отношение к власти. Остальным ничего не оставалось, как выравнивать цены и тоже снижать».

Речь, скорее всего, идёт о лоббировании интересов крупных топливозаправщиков, как правило, тех, что принадлежат государству («Роснефть», «Газпром нефть»), и таких крупных операторов на рынке, как «ЛУКойл». Им-то, по сути, терять нечего, они свою выгоду наверстают хотя бы за счёт количества проданного топлива. А вот мелким розничным сетям низкие цены вовсе ни к чему: пользуясь стечением «благоприятных обстоятельств» - финансовый кризис и сопутствующая ему неразбериха, а также «кризис в головах» - позволяют незаметно выдавливать мелких игроков с топливного рынка.

Подтверждает эту гипотезу и антимонопольщик Сергей Паньков. Он предполагает, что тот же крупный оператор N, завезя бензин на свои нефтебазы, отпускает его по двум каналам: направляет на свои заправки и продаёт его тем самым мелким сетям АЗС – R. Вопрос о злоупотреблении N может встать только в том случае, если он продаёт товар R по более высокой цене, нежели отпускает по своим каналам. И тогда R, вынужденный теперь снижать цены вслед за N – а иначе к нему никто не поедет заправляться – несёт убытки. А убытки R уже несёт. Отсюда вывод…

Впрочем, проблемы мелких заправщиков мало кого волнуют, кроме, собственно, самих этих заправщиков. Потребителю ведь, по сути, наплевать, у кого там какие проблемы – ему подавай товар, да желательно подешевле. Сейчас от подобного поведения крупных операторов на рынке розничной продажи бензина потребитель выигрывает. Но что будет после того, как несколько таких операторов целиком и полностью захватят рынок – трудно представить.

То ли ещё будет…

Ну а теперь главный вопрос: будет ли дешеветь бензин и дальше? И если будет, то как быстро и на сколько?

Большинство сходятся на мнении, что топливо и дальше будет снижаться. Расходятся только цифры. Кто-то считает, что на пару-тройку рублей, кто-то – на 20-30 копеек.

Наш независимый заправщик предполагает, что «цены на топливо могут снизиться до уровня трехлетней давности, то есть до 17-18 рублей».

Томские антимонопольщики придерживаются иного мнения – цены продолжат снижаться, но не намного – 20-30 коп, а в лучшем случае – на рубль-полтора.

Строить оптимистичные для томских автомобилистов прогнозы сложно. В Томской области нет ни одного нефтеперерабатывающего завода. Те два, что на севере области, не производят высокооктановое топливо, их продукт идёт на нужды месторождений. Весь бензин, который продаётся у нас – завозной. А в его стоимость заложена не только цена от нефтеперерабатывающего завода, но и надбавка перекупщиков, коих может быть несколько, тарифы на железнодорожные перевозки, которые сейчас медленно, но верно ползут вверх. Кроме того, нельзя забывать и тот факт, что сейчас на АЗС продаётся «дорогой бензин» - тот самый, который топливозаправщик купил давно и по более высокой цене, чем мог бы приобрести сейчас. И терять прибыль (тут речь уже об элементарной прибыли, о сверхприбыли и речи нет) ему ох как не хочется.

К тому же не будем забывать о том, что та падающая цена на нефть, о которой говорил президент Медведев, будет продаваться по цене менее $ 70 за баррель только в конце этого года, ведь эта её стоимость определяется фьючерсами. И как раз сейчас, в конце октября, нефть продаётся по тем ценам, по которым она торговалась на биржах в конце августа–начале сентября – $ 90-110 за баррель. Поэтому очередного хоть сколько-нибудь существенного снижения цен на бензин на российском рынке нужно ожидать не раньше середины декабря. А ведь потом будет ещё так называемый временной лаг, по истечении которого цена на бензин должна отреагировать на снижение цен на нефть. Сколько он продлится на российском рынке – неизвестно.

Кроме того, пока неясно, чем обернётся пятничное решение ОПЕК, которая на экстренной встрече в Вене решила сократить производство нефти на полтора миллиона баррелей в сутки. Сразу же после этого цены на нефть резко упали - в Лондоне баррель стоил 61 доллар, а в Нью-Йорке – 63. Произошло это на фоне того, что рынок ждал гораздо более существенного сокращения объемов добычи. Однако это всего лишь первая реакция на решение ОПЕК. И кто знает, как отреагируют биржи спустя несколько дней. Не исключено, что цены всё же поползут вверх.

А теперь – два мнения, которые я решил не включать в основной текст материала, потому что каждое из этих мнений всеобъемлюще и разделению на цитаты не подлежит.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сергей Лушников, гендиректор НТО «Приборсервис»: «Бензин стоит на той же отметке и сокращается совсем немного. И виновато в этом государство. Я предполагаю, что нефтяные компании попросту не могу понижать цены, так как государство берёт с них фиксированный налог. Если мировая цена на нефть падает, государство не снижает планку. Поэтому они до конца держат цену на бензин. Не могут они снижать цены на топливо пропорционально снижению цен на нефть.

Беда нашего кризиса, независимо от мирового, в том, что мы все стараемся заработать больше 20%. Вот вспомните Запад: к Новому году все цены там снижаются, потому что сбыт становится больше - и там зарабатывают на снижении цен те же деньги, что и до Нового года. А у нас все стараются поднять, чтобы получить сверхприбыль. Наш, российский бизнес не привык работать на перспективу. Хотят заработать быстро. Нет у нас культуры бизнеса, особенно относительно цен.

Сейчас нас ждут большие проблемы. Кризис начался, цена на нефть упала, нефтяники сокращают инвестиционные планы на развитие. Около 25% производства по всей стране тут же тормозится – строительство, машиностроение и пр. Куча народу останется без работы. Государство должно снизить налоги нефтяникам, но с тем условием, чтобы они выполняли инвестиционные планы. Если этот ход не сделают – будет катастрофа.

Ну, надавит Медведев, ну, отпустят нефтяники цены на бензин. Но это не выход. Если налоги экспортные снизить хотя бы в полтора раза, бензин подешевеет до 15 руб. А за этим цепочка потянется: машиностроители, строители, коммунальщики, сельхозпроизводители не будут слишком тратиться на бензин. Они хоть и не будут понижать цену, но будут получать прибыль – а это и развитие, и рабочие места…»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прохор Кислицкий, инженер, водительский стаж – 3 года: «Бензин стоит ОЧЕНЬ дорого. 80-ый, например, должен сейчас стоить 7 рублей за литр. Чтобы не быть банальным, не стану приводить для сравнения Венесуэлу, Туркмению и Иран. Если правительство заботится о своём населении, о повышении качества жизни в стране, то оно должно регулировать цены на бензин точно так же, как регулирует цены на проезд в муниципальном транспорте или цены на тепло в домах. Сегодня цены на топливо - это не только цена для автопрогулок по городу. Это цена за вспашку полей и уборку урожая, это цена за доставку продуктов в магазины, это цена на проезд по городу и по стране, в конце концов.

Солярка вообще всю жизнь стоила копейки, а сейчас её цена выше стоимости 92-го бензина.

Почему мы предпочитаем обогащаться за счёт экспорта ГСМ, вместо того, чтобы повышать качество и снижать себестоимость производства топлива? Я не призываю идти по примеру Венесуэлы, где нефтяная промышленность с недавнего времени национализирована, но призываю взять производство горючего и его цены под жёсткий государственный контроль. Я согласен платить за литр горючего приемлемую цену, не нужно снижать цену ниже себестоимости и дотировать заводы. Но эта цена должна быть СУЩЕСТВЕННО ниже нынешней».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также