5 октября, суббота
+6°$ 94,87
Прочтений: 2741

Амбиции аборигена

Тут недавно дискуссия в СМИ была - о том, разрешить безвизовый въезд в нашу страну специалистам разных нужных нам профессий, или пусть въезжают по визам. Бурно обсуждалась тема, в том числе и на «Эхо Москвы», причем многие москвичи отвечали на вопрос отрицательно и в целом их мнения сводились к пресловутому «понаехали тут!». Жители глубинки были более миролюбивы, а уж звонившие из Сибири вообще оказались самыми гостеприимными. И слава Богу… Потому что в Томске, оглядываясь вокруг, на любом строящемся здании, на улицах, где мостят тротуарную плитку, на мосту, который ремонтировали недавно, - везде ты видишь тех самых специалистов, приехавших в основном из Узбекистана, а также, из других стран ближнего зарубежья. Вот они, точно грачи ветку, облепили старинное здание НИИ курортологии, и день за днем эта бывшая мечеть преображается из золушки в принцессу. Среди прочих объектов строят приехавшие к нам бригады и ТВЗ, с которой у томичей связаны большие интеллектуальные надежды. Словом, умному городу нужны рабочие руки, и с этим трудно поспорить.

Вот вопрос – почему этих рабочих рук не нашлось на месте? Каждую неделю выезжая в села, знаю, что во многих деревнях и поселках нет работы, люди спиваются от безысходности. Что им мешает сколотить бригаду и выезжать в город, чтобы вести здесь ремонт и строительство? Не все так просто, друзья. Во-первых, многие приезжающие по найму иностранцы, действительно классные специалисты, с которыми сельским мастеровым соперничать трудно. Во-вторых, жители сельской глубинки сами не рвутся отнять рабочие места у гастарбайтеров. Один из частных предпринимателей как-то пожаловался мне, что не может найти добросовестных работников в достаточном количестве у себя в селе, некому картошку обрабатывать! Это при условии, что людям не нужно никуда выезжать из дома, есть работа в своей деревне.

- Развратили народ подачками от государства, - сделал вывод предприниматель, - пособие по безработице хоть и крохотное, зато ничего делать не надо. Вот и сидят, годами не выходя из избы…

Но есть, мне кажется, еще одна составляющая у этой проблемы. Материя настолько тонкая, что трудно ее сразу уловить. Я для себя это называю амбициями аборигена. Приезжающие гастарбайтеры готовы выносить немалые трудности: живут бог знает, где и как, спят вповалку, питаются на ходу, иной раз какими-нибудь замшелыми бутербродами из ближайшей к стройке забегаловки. В общем, условия еще те. Коренные жители (не только наниматели, но и обычные обыватели, к примеру, прохожие на улице) в большинстве своем, увы, относятся к ним брезгливо-покровительственно. Как-то довелось видеть такую картинку. Заскорузлый, весь в коростах бомж, отломив кусок калача, как милостыню, пытался всунуть его молоденькому парнишке-узбеку. Тот беспомощно оборачивался по сторонам, грубить старшему он не мог, а взять в руки замызганный кусок калача – тем более.

- Ты что – гребуешь?! – грозно надвинулся бомж, - черномазый, а туда же… - и оскорбленно удалился со своим «гостинцем».

Не скажу, что все мы относимся к приезжим из восточных республик с таким же презрением, как этот бомж, но некое пренебрежение к ним иногда проглядывает даже у самых благовоспитанных граждан. Особенно это заметно в маршрутках. Вот заговорили между собой двое из ближнего зарубежья на своем языке, негромко, но поскольку остальные пассажиры молчали, парней было слышно всем. И заоборачивались со всех сторон: что это, мол, тут!

- Молотят не известно что, - раздраженно прокомментировала интеллигентного вида старушка. - Хоть бы по-русски выучились, а то не известно о чем лопочут, может, нас обсуждают…
(Интересно, на каком языке предпочла бы общаться с другом или родственником эта старушка или любой другой пассажир, оказавшись на чужбине?)

В том, быть может, и дело, что выполняющие самую трудную и черную работу за нас иностранные рабочие, как бы повышают наш собственный статус. Вот мы здесь живем, у нас есть дом, работа, стипендия или пенсия, и даже если ничего этого нет, как у того бомжа, но мы все-таки числимся гражданами этой территории, - а они, эти «птицы перелетные», все-таки по сравнению с нами, коренными, «недограждане»…

Да, они не наши граждане, они граждане другого государства. Но именно они помогают нам отстроить наше. Не будем забывать об этом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также