23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2368

Где ты, Аздак?

Деревянный крестик, который ношу на груди, не снимая, грузинский. У него поперечная перекладина чуть загибается книзу. Это имитация того креста, которым святая Нина крестила Грузию, связав две лозы своими волосами. Я купила его в старинном монастыре Джвари - там жил Мцыри, герой поэмы Лермонтова.

До 8 августа он просто напоминал мне о святом месте, где смыкаются грузинская и русская культура. Теперь ношу его как символ и оберег. Он не дает забыть о той Грузии, которую полюбила за резные балкончики Тбилиси, за щедрость кахетинских виноградарей, за красивое грузинское многоголосие, за ласковое батумское побережье Черного моря. Он оберегает эту любовь, помогает отделить «зерна» - грузинскую культуру от «плевел» - режима Саакашвили.

И если бы не этот символ веры, не знаю, куда бы меня завели досада и ненависть. Вместе с любовью и жалостью они живут в моем сердце. Они жгут мое сердце. Линия фронта этой странной и страшной войны, не нужной ни русским, ни грузинам, проходит через мое сердце.

Когда я смотрю телесюжеты из Цхинвали и Сухуми или читаю в Интернете сообщения о том, как очередная европейская страна высказывает «озабоченность», а то и прямо осуждает Россию за ее признание независимости Абхазии и Южной Осетии, я вспоминаю спектакль Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг». Особенно эпизод, когда мать родная и мать приемная тянут в разные стороны малька, стоящего внутри мелового круга. Приемная, которая с младенчества выкормила, воспитала мальчика, отпускает ребенка, чтобы не причинять ему боли. А мать родная, для которой сын – лишь инструмент для захвата власти и денег, упорно тянет к себе.

Не находите ли вы параллели с ситуацией в Южной Осетии или Абхазии? Оба новых государства – как тот мальчик в меловом круге. Россия отпустила его, признав независимость каждой республики. А «родная мать» Грузия, которой этот «ребенок» нужен только для того, чтобы вступить в НАТО, готова была устроить показательную порку и в воспитательных целях даже уничтожить его.

Вот только мировое сообщество в лице ООН и ЕС повело себя совсем не так, как судья Аздак, а ровно наоборот. Веселый и мудрый Аздак отдал мальчика приемной матери. Буш вместе с другими главами «восьмерки» стал кричать о территориальной целостности Грузии, Россия же получила выволочку за посягательство на «молодую демократию».

Так что война не закончилась 12 августа. Она вступила в новую фазу – дипломатическую. И последнее известие с этой войны: Грузия отказала гражданам России в визах. Теперь уже нельзя будет в аэропорту Тбилиси или на КПП в Садахло (на границе с Арменией) за тысячу рублей купить визу на три месяца. Это весть острой бритвой полосонула мое сердце. Теперь я долго, а может быть, никогда не увижу своих близких друзей в Тбилиси, Ну, ладно я, а миллион грузин, проживающих на территории России и имеющих семьи в Грузии?! О них «деда Сакартвела» просто забыла, как и о 300 своих сыновей, которые погибли во время вторжения в Южную Осетию и лежат там до сих пор не погребенными.

И опять проведу параллель с «Кавказским меловым кругом». Ведь Солдат, который ушел защищать «законное правительство», был им же предан и забыт.

В мае, когда я прилетела в Тбилиси, чтобы разыскать грузинских художников, чьи картины хранятся в Томском художественном музее, я не узнала любимый город. Он стал похож на приграничный. На улицах кругом висели банеры с фотографиями солдат, танков, самолетов, БМП, военных катеров. Еще в прошлом году их не было. Я спрашивала своих друзей, что это означает и что написано на этих плакатах? «Призыв служить в вооруженных силах по контракту», - отвечали мне. Эту игру мышцами я отнесла на счет фобии «фанклуба Саакашвили», как называют сами грузины свое правительство. В разговорах с рядовыми тбилисцами четко чувствовала, что они не разделяют точку зрения своего президента и парламента. Я была на митинге оппозиции, которая шла с плакатами «Миша – агрессор». Теперь же оппозиция молчит, а то и вовсе на стороне Саакашвили. Их напугала российская армия. Увы, правда наших военных стратегов оказалась слишком «узкопрофильной» и вступила в конфликт с исторической традицией. Грузины этого не забудут и не простят. Восстанавливать дружбу будет сложно. Но я верю: это когда-нибудь случится.

Не знаю, пошли бы сегодня мне навстречу в министерстве культуры Грузии в поисках «наших» художников? А тогда, в мае, и замминистра Давид Ангуладзе помог, и искусствовед Тбилисской академии художеств Нино Заалишвили, и просто друзья. Художники же, когда узнавали, что их творчество интересно в России, что их картины хранят, были счастливы, и мы поднимали тосты за Грузию и Россию. «Гаумарджос, Грузия! Гаумарджос, Россия!» А сейчас я расшифровываю интервью с Гиви Тоидзе, народным художником Грузии, и не знаю, хочет ли он еще видеть своих друзей в России. Или как Вахтанг Кикабидзе осуждает нашу страну и обвиняет в развязывании войны?

Между прочим, родной дядя Гиви – народный художник СССР Ираклий Тоидзе в 1941 году нарисовал плакат «Родина-мать зовет!» Родину он писал со своей жены Тамары.

Почему же сейчас грузины и русские, столетиями дружившие, воюют друг с другом?! Почему грузинская нация с многовековой культурой позволила «подростковой» Америке манипулировать собой? Где тот Аздак, который рассудит Россию и Грузию?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также