29 июня, суббота
+23°$ 85,75
Прочтений: 2341

Обратная сторона ветеранской медали

Сегодня не найти российского политика, ни разу, особенно перед выборами, не говорившего о заботе и внимании к старшему поколению. Конечно, лучше бы говорить поменьше, а пенсии довести до эквивалента тем 120 рублям, что полагались большинству учителей и врачей раньше. Не нужны были бы унизительные подачки в виде льгот, в праве на которые порой не разберешься без юриста (кстати, сократив специалистов по льготам, можно получить немало средств на пенсии).

Но я сейчас не об этом. У всякой медали есть обратная сторона, есть она и у медали ветеранской. Старики часто обращаются ко мне, в большинстве случаев желая просто «отвести душу», и понимая, что депутат городской Думы может сделать немногое. Иногда кое-что удается, во всяком случае, таким обращениям я рад. Впрочем, бывает и иначе.

Живут два пенсионера, мать, перешагнувшая за 80, дочь, приближающаяся к 60. Две пенсии невелики, но прожиточный минимум все же превышают. Мать почти беспомощна, дочь тратит немало сил и времени на уход за нею, хотя у самой со здоровьем тоже далеко не всё в порядке. Жить трудно, однако именно так живут милллионы. Но дочь звонит мне, требуя объяснить, почему соцслужбы Томска отказали ей в оплате ухода за её матерью, престарелым человеком.

Она, конечно, не обязана знать федерального закона № 195 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Не обязана она знать и постановления главы администрации нашей области № 272 от 1.9.97 о материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и областного закона № 135 о социальном обслуживании населения (28.7.05). Она вправе не знать, что основания для соцобслуживания есть у граждан преклонного возраста, не имеющих родственников, и неспособных к самообслуживанию. В соцслужбе ей обязаны были сказать это, и объяснить, что на единовременное или постоянное государственное пособие в данном случае рассчитывать нельзя (я не говорю о распространенной форме благотворительной помощи от частных лиц и предприятий). Многого можно не знать, но есть морально-нравственная сторона, есть простые человеческие истины, данные нам с детства!

Государство не обязано оплачивать дочери уход за родной матерью. Уход за родными есть святой долг, такой уход часто бывает нелегким и по-христиански называется несением своего креста. Но мои объяснения бесполезны. «Ведь другие получают!» Да, если, не дай Бог, ваша мама останется одна, то совершенно постороннему человеку поручат уход за нею. Этому человеку и будут платить за уход за престарелыми, больными, инвалидами, ибо в этом случае другой человек вовсе не обязан заботиться о них, это труд, и он должен быть оплачен. Это и есть социальная помощь государства одиноким старикам. Помощь им, а не их родственникам! На всякий случай спрашиваю, читала ли просительница соответствующие законы. «Нет, не читала, но знаю, что другие…» Разговор теряет смысл, собеседница намекает на мои личные великодушие и благотворительность, видимо, не подозревая, что депутаты городской Думы ныне работают на общественных началах, не получая за свой труд в Думе ни копейки (кроме, разумеется, пенсии или зарплаты по месту основной работы). Иначе говоря, она не подозревает, что делиться мне нечем.

Да, исходная мысль верна - старикам в нашей стране жить тяжело, это не только наше горе, это еще и наш позор. С этим не только не спорю, но неоднократно писал и говорил, что в минувшую эпоху пренебрежительное отношение к старшему поколению не носило столь массовый характер. Есть о чем подумать, тем более что в бедах нашего поколения немало нашей собственной вины. Но при чем тут государственные компенсации? И откуда эта уверенность в том, что мне кто-то что-то должен?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также