За знаниями – на дистанции
Все развитые страны мира отличаются высоким уровнем образованности населения. 30% японцев имеют высшее образование, американцы – до 25, немцы – до 23%. В России, по данным ЮНЕСКО, на начало 21-го века эта цифра составляла всего 14%. Отсюда – и технологический уровень страны, и уровень социальной защищенности, и комфорт жизни…Вывод – в России просто необходимо повышать уровень образованности населения!
Примерно с 70-х годов прошлого столетия от 20 до 40% специалистов с высшим образованием в развитых странах получили его по дистанционной технологии. В России и Томске эта форма начала развиваться во времена перехода к рыночной экономике. В Томске инициатором был нынешний ректор ТУСУРа Анатолий Кобзев. Сейчас в вузах нашего города по дистанционной технологии обучаются десятки тысяч студентов (в Москве уже – сотни тысяч).
Кратко о сути этой формы образования. В зависимости от обеспеченности студента интернетом и удаленности от вуза приняты два варианта обучения – компьютерная и «кейсовая». Вуз обеспечивает методическими материалами, консультациями, тестирует студента на стадиях обучения и, при выполнении всех требований, аттестовывает и выдает диплом гособразца, если у вуза есть государственная аккредитация.
Существуют немало мифов о дистанционном образовании. Самый, пожалуй, распространенный, что вузы просто берут деньги за диплом. На самом деле стоимость определяется затратами вуза. В 2008 году стоимость обучения бюджетного студента, например, ТУСУРа, финансированная государством, составляла 55 тысяч рублей. С «дистанционника» в этом вузе берут сейчас не больше 52 тысяч: велика конкуренция с более именитыми – ТГУ и ТПУ, в которых платят меньше. Поэтому преподаватели других вузов иногда не получают того, что заработали. Поскольку дистанционное образование платное, то студенты всегда могут предъявить претензии за некачественную услугу. И приходят, и жалуются, нередко, вместе с мамами, но почему-то не на стадии обучения, а когда не получают желанное «отлично» на госэкзамене или защите дипломной работы. Но тут уж кто что хотел получить: знания или только «корочки»! Ведь некоторые «дистанционники» за пять лет даже не удосуживались ознакомиться с методическими материалами, подготовленными специально для них преподавателями кафедр.
Глубина знаний, по моему мнению, зависит, прежде всего, от ЖЕЛАНИЯ студента получить ЗНАНИЯ, а не просто диплом. И таких выпускников, с настоящими, а не «липовыми» знаниями, среди «дистанционников» немало. Более половины из них получают высокие оценки и занимают потом руководящие должности в своих регионах.
У дистанционного образования, безусловно, есть перспективы и будущее. Многим проще таким образом получить второе высшее, кто-то не может выехать со своего поселка или небольшого городка, особенно северного, инвалидам оно удобно, тем, «кому уже за 40»… Кстати, мотивации бывают весьма убедительными. Один мой «дистанционник» заявил так: «Сейчас я вожу начальника, хотя у него нет высшего образования. А получу диплом – сделаю так, что он меня будет возить!»
Да, мотивации у всех разные. Но одно условие должно быть непременным: только ОБЕ стороны должны проникнуться созидательной философией: хочешь научиться – возьми все, что дают преподаватели, а хочешь учить – дай, что можешь. Лично я адаптировался к этой системе. Однако, считаю, что зачислять в университет на платную или дистанционную формы образования нужно на основании неформального отбора, например, конкурса аттестатов и собеседования, а не просто ЗА ДЕНЬГИ. Иначе потянется пятилетняя цепочка – «я заплатил, а почему мне не ставят положительную оценку?!»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора