Детство, стройся!
Почитав дискуссию вокруг предложения Мальцева о детсадах на дому, удивилась аргументам, которые выдвигают оппоненты спикера. Они меня, мягко говоря, не убеждают. В этих «аргументах» больше эмоций, чем здравого смысла, и в основном, аргументы сводятся к тому, что в первую очередь за домашними детсадами нужен КОНТРОЛЬ! Контроль, безусловно, нужен, и надо подумать над тем, как организовать его, а не отвергать саму идею. Как бывшая воспитанница детсада, бывшая воспитательница и мать, водившая в детсад своего ребенка, позволю себе высказать собственную точку зрения.
Во-первых, давайте сразу отойдем от фигуры областного спикера. Представим, что идею о домашних детсадах предложил Иванов, Петров или Сидоров. Ведь что-то же делать надо с ребятишками, а идеи, как известно, носятся в воздухе…
Итак, как бывшая воспитанница детсада, я на всю жизнь сохранила неблагодарную память о детсаде: там нужно было ходить строем, есть остывшую рисовую запеканку, которая в горло не лезет, драться за любимую куклу. Мне печально осознавать, что многие поколения советских людей прошли через это «горнило коллективизма», на всю жизнь сделавшись послушными, но, увы, безынициативными людьми. Еще, слава богу, что сейчас левшам не перевязывают левую руку, чтобы ложку или карандаш левша держал только в правой, как было со мной…
Теперь скажу с позиции бывшего воспитателя. Это глубокая иллюзия, что воспитатель находится под присмотром коллег. Большую часть времени он наедине с детьми. Труд его тяжел, как у грузчика. Представьте, что вам нужно собрать на прогулку хотя бы двадцать трехлетних ребятишек (а их бывает и по тридцать в группе!).
- Все надеваем колготки! – перекрикивая детей, командует воспитатель.- Игорь, сними шапку! Только колготки! Теперь носочки! Я кому говорю – носочки!
Это именно так, иначе те дети, что оделись сами быстрее других, начнут потеть и простынут на улице. Наконец первые десять-пятнадцать более или менее одеты, и на бегу схватив пальто, воспитатель выводит их на улицу. Тут только берегись: один уже тянет в рот сосульку, другой кувыркнулся с ледяной горки и ударился, двое не поделили лопатку или самосвал… В это время няня выводит на улицу самых медлительных, уж как она их одела, это – за кадром. Позже, к вечеру выясняется, что кто-то перепутал колготки, кто-то потерял на прогулке шарфик или варежку, у половины детей вещи сырые (сушить их на батарее в группе по нормам санпина нельзя), и как теперь идти ребенку домой, непонятно. Родители возмущаются. Словом, работа воспитателя в обычном детсаду – это галеры. Даже если он искренне любит детей.
Наконец - с позиции матери. Когда я увидела на садовской прогулке свою дочь, которая лежала на снегу и горько плакала, поскольку самостоятельно подняться не могла, и двух воспитательниц, которые, стоя к детям спиной, разговаривали меж собой, не слыша, как кричит малышка, - я была готова убить воспитателей. Но не успела. Ночью у дочки поднялась температура, и нас отвезли по скорой в больницу. После второго воспаления легких за год врачи сказали: «У вас НЕСАДОВСКИЙ ребенок, ищите няню».
После нескольких неудачных попыток няню мы нашли. Бабушка моей подруги согласилась присмотреть за дочкой. Утром мы хватали полусонного ребенка и с окраины, из «Китайской стены» тащили в старый деревянный дом с маленьким садиком в центр города на улицу Гагарина. Баба Катя принимала ребенка на руки, и уж как она уговаривала дочку не плакать, как раздевала, кормила, успокаивала, - об этом думать было некогда, скорей на работу…Светлая тебе память, баба Катя, за то, что выходила мою девочку. Да, бабушка говорила «ложить» вместо «класть», «бежи ко мне», вместо «беги». Но за год моя девочка окрепла, поправилась, научилась самостоятельно есть и стала увереннее в себе. Потому что для бабы Кати она была самая красивая, самая умная и самая любимая. Не имея маленьких правнуков, бабушка все свое душевное тепло вкладывала в чужую девочку… Разумеется, мы ей неплохо платили по тем временам. Но груз, который она с нас сняла, стоил намного больше. Через год дочь снова пошла в детсад, но теперь она стала в группе маленькой «звездочкой», которую все любили – и дети, и взрослые. Кроме того, она сама одевалась и ела, была не по возрасту рассудительна, принимала активное участие в детских утренниках, помогала тем, кто младше…
Сегодня наступил переломный момент в дошкольном воспитании. Сама ситуация подтягивает общество к тому, чтобы пересмотреть многие устаревшие догмы. Одна из таких догм – детсады. Даже если бы их хватало, если бы они были рентабельны, если бы в них уговаривали привести ваших детей, подумайте, чего больше получит в них ваш ребенок – вреда или пользы?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора