22 ноября, пятница
-2°$ 100,68
Прочтений: 2531

Поддержали репутацию?

Про избирательную кампанию и итоги выборов 2021 года

Поддержали репутацию?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

17—19 сентября в Томской области состоялись выборы в органы власти сразу всех уровней. Кроме участия в выборах Государственной думы, жители нашей области выбирали свою законодательную думу; в Белом Яру и Первомайском — глав поселений, в Кривошеинском районе — депутата районной думы, а Молчановском — депутатов сельского поселения.

Запрос на перемены

Пожалуй, главным ожиданием, связанным с этими выборами, был запрос на перемены. Рост недовольства избирателей политикой властей очевиден, и он не мог не отразиться на выборах. К усталости от многолетнего засилья «Единой России» во всех органах власти добавилось сначала ощущение обмана, оставшееся после прошлогоднего голосования по поправкам к Конституции. Потом неожиданные результаты местных выборов 2020 года в Тамбове и Томске, где «партия власти» проиграла, породили у части избирателей надежду на то, что от их голосов что-то все-таки зависит.

Эти настроения усиливались из-за нарастающей нервозности федеральных властей, представители которых неофициально признавали, что с «Единой Россией» «что-то не так», и дали зеленый свет на участие в выборах прокремлевским партийным проектам «Новые люди» и «Зеленая альтернатива», призванным растянуть оппозиционный электорат.

Параллельно власти предельно жестко ограничивали возможности оппозиции участвовать в избирательной кампании. Все организации несистемной оппозиции оптом провозгласили экстремистскими. На основе крайне сомнительных поправок в избирательное законодательство из списков лояльных оппозиционных партий вычистили многих популярных политиков. Лидеров этих партий склонили к тому, чтобы они своими заявлениями подпортили имидж своих партий в глазах потенциальных избирателей.

Грязная кампания

Сама избирательная кампания по стране в целом проходила максимально грязно, с многочисленными нарушениями правил ведения предвыборной агитации, арестами активистов оппозиции и угрозами в их адрес. Эксперты уже не раз отмечали, что подобный стиль ведения кампании нацелен на то, чтобы еще раз уверить избирателей в том, что «политика — грязное дело» и что своим участием в выборах они подтверждают их легитимность.

Понимая непопулярность «партии власти», многие ее кандидаты предпочитали выдвигаться в качестве «независимых», а будучи все же выдвинуты от имени «Единой России», в своих листовках, билбордах и других агитматериалах по возможности прятали партийную принадлежность. Во многих регионах во главе списков «партии власти» оказывались губернаторы, которые явно не собирались пересаживаться в депутатское кресло и тем самым вводили в заблуждение часть избирателей.

Все эти особенности нынешней кампании проявили себя и в Томской области. Началась она задолго до официального назначения сроков, когда в феврале без объяснения причин был отправлен в отставку глава Избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов. Как говорят — за то, что слишком строго придерживался буквы закона при организации выборов. Знаковым событием стало и отстранение от участия в выборах городского депутата Максима Забелина якобы за сотрудничество со структурами Навального.

Во время выборов облизбирком был буквально завален жалобами кандидатов на незаконную политическую рекламу, на невозможность попасть в Северск для проведения встреч с избирателями, на создание в соцсетях фейковых аккаунтов с компроматом и т.д. Однако в действиях провластных кандидатов и их сторонников избирком нарушений не усмотрел. Как замечательно сказано на билбордах теперь уже избранного в областную думу И.И. Пушкарева «Дело — в людях!» Жаль, список людей не приложили...

Ход голосования тоже вызвал немало вопросов. С утра 17 сентября на избирательных участках выстроились очереди из работников бюджетных организаций, голосующих «ближе к месту работы». За кого они голосовали — догадаться нетрудно. Судя по всему, именно административная мобилизация стала одним из основных факторов, повлиявших на итоги выборов.

По сравнению с выборами 2016 года более чем вдвое выросло число голосующих вне избирательных участков. Эта форма голосования считается не совсем «чистой», поскольку в этом случае сложнее соблюсти тайну голосования. Зато в Томской области, в отличие от ряда других регионов, не выявлены случаи фальсификации результатов голосования.

Другим фактором, определившим собой исход избирательной кампании, стал общий рост явки. Если в 2016 году на выборы областной думы пришло 33,6 % зарегистрированных избирателей, то в 2021 году — 40,2 %. Складывается впечатление, что эти новые избиратели руководствовались иными соображениями, чем те, кто обычно приходит на участки. Например, рекомендациями «Умного голосования».

Что в итоге?

Тем не менее, несмотря на такой ход избирательной кампании, итоги выборов в Госдуму в Томской области ощутимо отличаются от общероссийских. «Единая Россия», как и ожидалось, получила здесь меньше голосов, чем в 2016 году, и практически столько же, сколько в 2011-м — 32,7 %. Конечно, никто и не ждал, что томичи проголосуют так же, как Чечня, где «партии власти» на этот раз достались рекордные 96 %. Но разрыв в 17 % со средним по стране — это заметно.

Результат КПРФ тоже похож на тот, что был в 2011 году. Но на этот раз партия провела куда более энергичную кампанию, запомнилась очень креативными листовками и заслужила дополнительные голоса. Кстати, результаты голосования за эти партии очень похожи во многих регионах Сибири: на Алтае и в Хакасии немного выше показатели КПРФ, в Красноярском крае — ЕР, в Новосибирской области — обеих партий, но соотношение голосов примерно одинаково.

ЛДПР у нас показала гораздо более низкий результат, чем в предыдущем десятилетии, но заметно выше, чем в целом по России. На фоне малозаметной кампании партии выделялись лишь резкие заявления томского кандидата Алексея Диденко. Однако даже этого могло не хватить для победы, и до последнего момента на 181-м округе лидировал единоросс Илья Леонтьев. Но тут в российские выборы вмешались иностранные силы и вывели вперед кандидата ЛДПР. Злые, но неплохо информированные языки поговаривают, что все избиратели Лондона и Парижа дружно проголосовали за томского депутата не вдруг, а после личного звонка Жириновского заместителю главы президентской администрации Кириенко. Но это они от злости. Или от информированности...

И конечно, главная неожиданность — успех партии «Новые люди», впервые прошедшей в Госдуму. Если во всероссийском масштабе она едва перешагнула заградительный барьер, то в Томской области превзошла его более чем на 4 % и даже опередила «Справедливую Россию — За правду». По-моему, там сами не ожидали такого результата.

Результаты выборов в Законодательную думу Томской области по партийным спискам похожи на федеральные с той лишь разницей, что партий в них участвовало вдвое меньше, поэтому каждой досталось чуть больше голосов. Пожалуй, «справедливороссам» повезло ощутимо больше остальных: их список набрал 11 % и обошел «Новых людей». За «Единую Россию» и ЛДПР больше голосовали в сельской местности, за КПРФ — почти равномерно по всей области, а за остальные партии — преимущественно в городах.

Наивысший результат ЕР — в Кожевниковском и Шегарском районах (45,25 %), ЛДПР — в Каргасокском и Парабельском (21,8 %). КПРФ набрала в полтора раза больше голосов, чем в 2016 году, и вышла на второе место, а наибольшей поддержки добилась в Колпашевском районе (29,4 %). Кроме того, ее единственный одномандатник Павел Юденко пробился в думу (тут иного слова не подберешь, учитывая накал борьбы) по Лесному округу в Томске. У эсеров самый высокий результат на Академическом округе (15,7 %), где в качестве одномандатницы убедительную победу одержала Галина Немцева.

Для «Новых людей» самым результативным стал Вузовский округ (13,3 %). «Яблоко» с результатом 3,14 % голосов в областную думу не проходит (хотя в Томске за нее голосовали хорошо, а на Кировском округе у нее набралось 7,7 %), но сохраняет региональную льготу, то есть право не собирать подписи для регистрации своих кандидатов в Томской области.

Поскольку по одномандатным округам остальные места достались «Единой России», то соотношение политических сил в областной думе радикально не изменится. ЕР получит на четыре места меньше, но сохранит абсолютное большинство. С четырех до семи мест вырастет фракция КПРФ, с пяти до двух уменьшится представительство ЛДПР. Одно дополнительное место досталось эсерам, и еще два займут «Новые люди».

В отличие от городской думы Томска, в областной независимых депутатов не будет. По партийному составу депутатского корпуса законодательная дума будет похожа на Алтайское краевое законодательное собрание: там тоже будут представлены пять партий, но место «Новых людей» заняли «Коммунисты России» и доля депутатов от КПРФ заметно больше.

На местных выборах результаты кое в чем интереснее. Если в Первомайском поселении избран действующий глава администрации самовыдвиженец Сергей Ланский, то в Белом Яру другой самовыдвиженец Сергей Чехов обошел поддержанного «Единой Россией» главу городского поселения, причем с очень убедительным результатом 58,8 % голосов. В совете Молчановского сельского поселения представители ЕР получили пять мест, по два — эсеры и коммунисты и одно у самовыдвиженца. Еще один независимый кандидат Вадим Романов избран депутатом думы Кривошеинского района. Конечно, муниципальный уровень власти не такой уж привлекательный для кандидатов, зато гораздо ближе к людям. Так что у вновь избранных есть возможность на деле проявить себя.

Как видим, ожидание перемен оправдалось на местных выборах в большей мере, чем на областных и тем более думских. Зато область сохранила репутацию региона, в котором выборы проходят чище, чем во многих других. Это не самый заметный, но по-своему ценный результат. Репутация в наше время дорогого стоит.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии