26 ноября, вторник
-6°$ 103,79
Прочтений: 5442

«Со смартфоном — за дверь!» Или нет?

На пороге «войны» с телефонами в школах

«Со смартфоном — за дверь!» Или нет?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Прошел День знаний. Дата, в преддверии которой министерство образования любит огорошивать новшествами. При этом новое нередко оказывается хорошо забытым старым, как возвращение пять лет назад школьной формы, отмененной в демократичном 1992-м. С тех пор сборы в школу (и так недешевые) стали приводить в ужас родителей с невысокими доходами. А детки, «выдернутые» из удобных джинсов, вынуждены париться в классических брюках или рвать колготки о щербатые стулья.

Теперь новое наступление: на устройства мобильной связи. В начале июля с инициативой на этот счет выступила на заседании Президентского совета по госполитике в сфере защиты семьи и детей председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

О мобильниках Валентина Ивановна отозвалась так: «Наверное, вообще надо запретить в школах. Потому что нет условий хранения. Если будут дорогие телефоны оставлять в ящичках, а потом они оттуда исчезнут? Есть нормы этики в разных странах. Если ребенок с телефоном на уроках, будет ребенок учиться? Нет!»

Годом раньше идею запрета на пользование мобильными телефонами в образовательных учреждениях высказывала министр образования Ольга Васильева.

Тяжелую артиллерию очень вовремя подкрепил своим исследованием ВЦИОМ. В ходе исследования социологов обнаружилось, что 73 % родителей школьников уверены, что «личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться». И поддерживают идею о запрете использования гаджетов во время занятий. Впрочем, Всероссийский центр изучения общественного мнения не раз проявлял свою услужливость, когда нужно было выдать нужные верхам результаты.

Неужели в среде родителей на самом деле царит единодушие? Спросим, что думают томичи.

Галина, мама шестиклассницы, будущего первоклассника и дошколенка:

— С одной стороны, телефоны ломают систему восприятия мира. Сама наблюдала, как на несколько часов дала в руки ребятам гаджеты, чтобы занять их в самолете, пока летели из отпуска. Когда после этого отбираешь, они буквально устраивают истерику. Даже если это невинные мультфильмы или развивающая игра. Все, что дети делают в телефоне, сильно разгоняет выработку нейромедиаторов — дофаминов. Ребят реально подсаживает. И все же телефон для меня — это средство связи с ребенком, если дети вне дома. Если что-то экстренное, дочь меня наберет. У нас случались травма на физкультуре, конфликт с одноклассниками… Мое дело — как я буду контролировать ребенка. Люди устанавливают программы-трекеры, даже звуковой контроль — то есть могут включить и услышать, что происходит вокруг дочери, вокруг сына. То, что ребенок будет без телефона умнее, организованнее — это просто ерунда. В крайнем случае для маленького возможны «умные часы». Дочери же первый телефон купили именно когда она пошла в первый класс. А с той точки зрения, что запрет положительно повлияет на процесс обучения? Нет, не повлияет. Большую часть времени ребенок учится не в школе, телефон мешает ему учиться жить вообще.

Елена, мама троих детей, из которых старшая — второклассница:

— В начале первого класса была сложная ситуация. У дочки случился конфликт с учителем, ей было тяжело, плохо. И мы приезжали посреди учебного процесса за ней. Она еще не понимала, что учитель не может ее отпустить домой, была в стрессовом состоянии. То есть наша помощь была нужна срочно. Я хочу иметь возможность помочь в таких случаях, успокоить сразу. А не тогда, когда закончатся уроки. Поэтому мы с мужем против запрета на мобильные телефоны. Тем более, в старших классах бывает, что ребят гнобят одноклассники… Мало ли что бывает!

Сергей, отец девятиклассницы:

— К ограничению пользования гаджетами отношусь положительно. Считаю, что доступ к ним должен быть только на перемене, чтобы ничего не отвлекало от учебы. Если преподаватель предлагает найти какую-то информацию в сети — одно дело. А если учитель стоит, а школьник перед ним играет — это плохо. Звонки родителей посреди учебного процесса тоже отвлекают не только самого ученика, но и весь класс. Но если изымать устройства, то где хранить?

Можно воспитывать своих детей, объяснять им правила пользования. Скажем, так: «Представь, что человек работает. Например, хирург делает операцию. А в это время ему звонит дружок, он вас бросает, берет трубку и начинает договариваться, где вечером встретятся. Или стоматолог у тебя в зубах ковыряется, а ему звонок, и он отвечает: «Да, Маша! Конечно, зайду. Люблю, целую!» В конце концов, обращение со смартфонами — это часть культуры поведения.

Оксана, мама старшеклассницы:

— Я — только за! А то они не хотят ни читать, ни учиться. Только глаза открыли — сразу за телефон. Моя живет у бабушки, в сельской школе учится. Так знаю, что они на перемене бегут туда, где интернет ловит. А ловится обычно в туалете. Так там и торчат! Ничего хорошего я в этом не вижу.

***

Спросим и у педагогов. Наверняка, среди них есть много тех, кто посетует на наушники в ушах, нескончаемые отвлечения на сообщения по WhatsApp, переписку и игры.

Вот что думает преподаватель истории с 40-летним стажем, Заслуженный учитель РФ, недавно вышедшая на пенсию Валентина Осипенко:

— При отсутствии планшетов на столах, как в китайских школах, телефон с интернетом — это благо. Он дает возможность получения информации не только от учителя. Даже перепроверить свой собственный ответ, но для этого надо уметь правильно задать вопрос, отличать серьезные источники от недостоверных. У меня на контрольных телефоны лежали передо мной на пустой парте. За пять минут до конца урока я объявляла: «А теперь, ребята, можете взять их и проверить себя». Принцип такой: «Не знал — узнал».

Проблема состоит в низкой культуре пользования. А она идет из семьи. Ребенок должен сам себе сказать: на уроке ни с кем не переписываюсь, не отвлекаюсь. Что сказать о случаях, когда видео с учителем выкладывают в сеть? Проблема не в телефоне, проблема в учителе. Если он себя не контролирует, если орет, неадекватен, то кого винить?

В сегодняшнем мире гаджет — это еще и безопасность ребенка, подростка. И по дороге, и в стенах учебного заведения. Скажем, у меня были случаи, когда ученику на уроке становилось плохо. Нужна помощь, причем срочно. Брала у ребенка телефон, звонили близким. За ним или за ней приезжали. Лишать этого ни в коем случае нельзя! А забирать и складывать по приходу в школу? Это где у нас такие ларцы, где можно оставить дорогие устройства? И кто за них будет отвечать?

В общем, похоже, как в поговорке, «фарш невозможно провернуть назад». И реку вспять не повернешь. Хотя во многих сферах российской жизни пытаются. Вот и в образовательных учреждения, ссылаясь на международный опыт — хоть в плане школьной форменной одежды, хоть теперь со средствами связи.

Где же выход? Министерство образования — оно, конечно, у нас еще то. И преподавание религиозных дисциплин введет, и пропаганду под соусом патриотизма в школу протащит. Однако напрямую приказать учебному заведению не может. Очень многое зависит от Устава школы.

В котором, если посмотреть на типовой устав, говорится и о правах учащихся, например, таких, как «…участие в управлении учреждения в форме, определенной Уставом; уважение человеческого достоинства, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным
планом».

И о правах родителей:

«4.13. Родители (лица, их заменяющие) имеют право: защищать законные права и интересы детей; выбирать формы обучения; участвовать в управлении Учреждением в форме, определяемой его Уставом».

Так как же совместить трудносовместимое? Как уравновесить и потребность старших быть на связи со своим школьником, и требования педагогов, которым приходится откупоривать заткнутые наушниками уши отроков и воевать с тем, чтобы не ныряли в сеть за готовыми ответами?

В ходе изучения темы я наткнулась на интересный документ. Он создан педагогом Гулден Каниевой и размещен на ресурсе videouroki, где платно и бесплатно предлагают различные педагогические разработки. Именуется документ «Инструктаж о запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса».

Коротко и четко, на одной странице, в нем изложены правила пользования. В них о том, что при входе в школу устройство должно быть поставлено на беззвучный режим, что ВНЕ уроков ученик «имеет право применять мобильный телефон в здании школы как современное средство коммуникации: осуществлять звонки; посылать SMS-сообщения; обмениваться информацией». И о том, что на уроке без разрешения учителя нельзя пользоваться телефоном в любых целях. А также подчеркивается, что ответственность за сохранность гаджета несут сам учащийся и его родители.

«Инструктаж» подписывается тремя сторонами: классный руководитель, ученик, один из родителей. И после этого вступает в силу.

Из него неясно, с какого возраста ученик может участвовать в обсуждении правил и ставить свою подпись. Однако, на взгляд автора этих строк, именно такой подход — договор-соглашение формирует ответственное отношение и готовит школьника ко взрослой жизни, где все должны уметь договариваться и соблюдать принятые правила.

А не «ящички» или иные приспособления, в которые предполагается складывать отобранные (кем?!) на входе в образовательное учреждение средства связи. Не так ли?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии