22 ноября, пятница
-13°$ 100,68

Канализация преткновения

Разобраться не могут люди, а страдает история

Канализация преткновения
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Здание это построено в конце XIX века Федором Харлампиевичем Пушниковым, купцом, общественным деятелем, гласным городской Думы. Был в этом здании его магазин и другие арендаторы. А в 1898 году Ф.Х. Пушников умер и завещал свой дом на Почтамтской улице городской Думе и Управе.

В 1900 году в типографию, расположенную здесь, устроился работать С.М. Костриков, более известный как Киров. А в 1918 году в стенах Пушниковского особняка прошел Первый Всесибирский съезд профсоюзов. Сейчас самое известное здесь учреждение зрелищный центр «Аэлита». А в ближайшие годы мы можем потерять, если не все здание, так его значительную часть точно.

***

Вообще это нетипичная ситуация для кирпичных строений Томска. Обычно угроза разрушения нависает на брошенными, не эксплуатируемыми домами. Здесь же — обратная история. Объект, о котором я говорю, находится по проспекту Ленина, 78/1, и входит в комплекс разновременных зданий и строений, объединенных статусом памятника архитектуры регионального значения. В комплекс входят здания по переулку Нахановича, 3а, Ленина, 78, 78/1, 76а.

Объект культурного наследия используется практически полностью. В нем идет активная жизнь. Его в максимум возможных сил содержат обитатели. Но! Из-за нежелания мэрии и «Томскводоканала» проявить волю и взять на себя ответственность памятнику грозит реальное обрушение.

Обо всем по порядку. История здания в советское время была разнообразной, но нас интересует лишь конец 1980-х — начало 1990-х годов. Возможно, кто-то помнит из того времени кафе «Молодежное». Поговаривают, что туда любил заходить Дядя Коля (Николай Путинцев), постовой с перекрестка, где сейчас ему стоит памятник. От этого кафе была проложена канализационная линия через двор и в переулок Нахановича. Потом к линии подключили все внутренние здания. На данный момент — шесть подключений. И все эти годы вся система худо-бедно работала. Не без помощи специалистов, но…

В 2016 году житель квартиры №2 Юрий Шкарин, у которого под полом стало собираться то, что обычно уходит через канализацию, выяснил, что собственники части здания и подвала, ориентированного на переулок Нахановича, с невыясненными целями отрезали всю внутридворовую ветку и сделали свой отдельный вывод. Оказалось, что все стоки из пяти подключений уходят в землю. То есть примерно с 2014 года сточные воды подмывают фундамент. И делают это вполне успешно. Трещины в стенах, порванные на них бумажные «маяки» и поведенные косяки входных дверей красноречиво об этом говорят.

Пенсионер Шкарин обращался в полицию, мэрию, водоканал, комитет по охране объектов культурного наследия, прокуратуру. Ответы чиновников — это отдельный жанр. И у Юрия Шкарина собраны едва ли не лучшие образчики это жанра. Самым подробным ответом томича удостоила Елена Перетягина, председатель комитета по охране объектов культурного наследия Томской области.

Глава комитета запрашивала информацию у мэрии и областного департамента природных ресурсов, смотрела акт обследования здания. Вывод потрясающий! Ссылаясь и на полученные ответы, Елена Вячеславовна заключает, что «сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в ливневую систему … не осуществляется», и что «факт подтопления здания не установлен».

Примечателен здесь ответ заммэра Михаила Ратнера, который не признает «факта подтопления здания» и подробно описывает систему сброса канализации в этом дворе. А также — пеняет на собственников квартир, что, мол, они плохо устраивают у себя слив, от этого и идет угроза памятнику. Но, почему тогда невысыхающая лужа стоит посреди двора, совсем не там, где расположены жилые квартиры? Это было в марте нынешнего года. А в апреле заммэра Евгений Суриков, не называя причину, в ответе на обращения Шкарину говорит об «угрозе чрезвычайной ситуации, связанной с неравномерной осадкой здания». Правда, уже в июне в ответ на запрос редакции заммэра поправляется и пишет о «неудовлетворительном состоянии фундаментов».

Почувствуйте разницу — «угроза ЧС» и «неудовлетворительное состояние». Здесь же указано, что мэрия планирует «проверить доводы о воздействии на состояние фундаментов отрезанной ветки канализационных сетей».

Самое главное обстоятельство, выясненное в ходе этих мытарств, то, что данная внутридворовая система не находится на балансе у ООО «Томскводоканал». Соответственно, ни ремонтировать, ни содержать ее они не собираются. То есть собственники здания должны сами решать эту проблему. И по закону, в принципе, содержание всего домового хозяйства и сохранности памятников ложится на плечи собственников. Но здесь возникает еще одна проблема — состав собственников.

Почти половина здания — 48,2 % — находится в федеральной собственности, точнее у Федерального казначейства, 21,4 % — это частная собственность, почти 15 % — муниципальная и около 14 % — региональная, на третьем этаже расположен облдепартамент архитектуры и градостроительства, что выглядит в данной ситуации вишенкой на торте. Здесь-то и лежит, как мне представляется, корень проблемы. Договориться такому разномастному коллективу собственников почти нереально. И перспективы в этом деле весьма туманны.

Но путь решения есть. Мэрия здесь, на мой взгляд, обязана выступить посредником, арбитром, модератором, как хотите! Объединить собственников и арендаторов. Уговорить, принудить, заставить водоканал взять эту канализацию на обслуживание. Для этого нужно просто проявить волю. Хотя именно с ней в томской администрации проблемы.

Затягивание ситуации может привести и к тому, что чиновникам придется разбираться с последствиями ЧС, когда обрушится здание, наполненное людьми. Думаю, хлопот при этом варианте будет в разы больше.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии